Предисловие книги: О давности владения недвижимостью по талмудскому праву / Моргулис М.Г. - С.-Пб.: Тип. А.Е. Ландау, 1893. - 127 c. – формат B5 – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

   Еврейское право отличается от права других восточных народов тем, что оно идею монотеизма, объединившего разнородность сил, господствовавших в мировоззрении Востока, ввело как уравнительное начало в государственно-социальный быт евреев. Люди делаются равными между собою, потому что над ними всеми стоит - Бог: кастовое устройство падает. Материальные блага людей, при распределении завоеванной земли, обеспечиваются одинаково, потому что земля принадлежит Богу: пресекается путь к усиленно властвующих партий. Религиозно-воспитательный культ предоставляется непосредственно семье, потому что весь народ, Богом избранный, считается священным: каста жрецов теряет почву. Все законодательство Моисея проникается сказанными началами, которые все сводятся к господству единого Бога, как принципу равноправности людей между собою.

   Но законодательство Моисея не осуждает себя на законченность: напротив, сам Моисей указывает на необходимость развитая закона по указаниям будущих современных авторитетов каждой эпохи. Исповедуя известные начала, Моисей, однако, сознавал необходимость уступки бытовой жизни народа, и с этой точки зрения оставил многие не соответствовавшие его основным воззрениям положения, отличающиеся условным, временным характером. Но, делая уступки, он в тоже время, при жизни еще, развивал закон, в особенности наследственный, и заповедовал дальнейшее развитие своим преемникам.

   Действительно, устное развитие и усовершенствование законов переходило от Иисуса Навина к старейшинам, от старейшин — к пророкам, от пророков - к Великому Собору. Эпоху Великого Собора (конец V ст. до Р. X.) можно назвать эпохой великой реставрации закона, оживления и укрепления его в памяти народа. Затем дальнейшее развитие устного закона продолжалось в академиях и верховном центральном органе евреев — Великом Синедрионе. Но высшее свое развитие устный закон нашел в сборнике Иегуды Ганасси под названием Мишны. Сборник этот был результатом разработки устного закона в течение семи столетий и составляет более или менее систематический кодекс законоположений, в развитии которых принимали участие лучшие умы нескольких поколений.

   Но означенный кодекс, законченный в конце II-го века после Р.X. с целью создать академический учебник, подвергался дальнейшему развитию в толковании мишнайских законоположений. Развитие это выразилось в учении — Гемаре, которая вместе с Мишной составляет Талмуд. Этот богословско-юридически-бытовой кодекс закончен был в конце V-го века после Р.X., и в нем устный закон получил полнейшее свое развитие.

   Отношение Талмуда к Мишне тоже, что Мишны к закону Моисея. Как Мишна составляет развитие устного закона, так Талмуд составляет развитие Мишны. И то и другое развитие отличалось прогрессивным характером, и главная задача его заключалась в согласованы нового закона с живыми потребностями жизни. Оценка Талмуда составляла бы обширную задачу, выходящую за пределы настоящего предисловия, которое имело цель дать лишь сжатое представление об историческом развитии законов Моисея. Из сравнения законов Моисея, имевших в виду несложный, земледельческий быт народа, с законами Талмуда, можно было бы усмотреть, насколько ушли вперед правовые воззрения еврейских юристов в эпоху талмудскую и насколько талмудское право, как по сложности своего материала, так и по духу и разуму выработанных им положительных законов оставляет далеко за собою восточные законодательства и совершенно приближается к современным европейским кодексам.