Предисловие книги: Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого / Богдановский А. – М.: Тип. Каткова и Ко, 1857. – 148 с. - формат В5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Предметом своего исследования я избрал историю русского уголовного права до Петра Великого в двух главных фокусах этого права, в двух основных его понятиях: преступлении и наказании. Полное раскрытие всех частей уголовного законодательства древней России я предоставляю будущему времени и будущим, как своим, так и чужим трудам. До настоящего времени исторический метод, который надолго еще должен оставаться девизом русской науки, вообще с успехом и важными результатами был прилагаем ко всем сферам нашего права, но в приложении к уголовному праву, за исключением весьма немногих трудов, он почти вовсе не имел места. Причина этого, по моему мнению, заключается в натуре и свойствах самого предмета. История уголовного права какого-либо народа должна представить, главным образом, воззрение законодательства и народного права вообще на преступление и наказание и на взаимное между ними отношение, т.е. она должна раскрыть понятие народа, насколько они выражаются в его праве о различных направлениях воли человеческой, о мере, способе и образе воздаяния за различные обнаружения этой воли, когда она является противною интересам общежития. Следовательно, историку предстоит здесь, главным образом, следить процесс внутреннего перерабатывания идей в умственной лаборатории народа, процесс, по самому свойству своему, скрытный, показывающийся только изредка наружу в тех или в других видимых фактах. Вот главная трудность задачи. Относительно нашего права трудность эта увеличивается еще и тем, что в преемственном ряду наших источников есть пробелы, ничем не наполненные (по преимуществу 13-е и 11-е столетия), а потому исследователь должен поневоле иногда основываться в своих заключениях на догадках и предположениях, как своих, так и чужих.
     Что касается до порядка изложения, я начал исследование с понятия о наказании, с того процесса исторического, которым движется в нашей истории это понятие, и потом уже следил развитие понятия о преступлении, - на том основании, что последнее может быть только тогда ясно понято, когда мы уже знаем, какая господствующая точка зрения была в данное время на наказание. Только при таком изложении найдем мы масштаб для определения и сравнения всех определений закона и обычая относительно преступления, только при таком условии мы будем в состоянии распознать условия и характер преступных действий по русскому воззрению. Таким образом, исследование мое должно естественным образом распадаться на две половины, из которых одна будет содержать развитие идеи наказания в древнем русском праве до П.В., а вторая - развитие идеи преступления в тех же пределах. Причина, почему ограничиваю я исследование этим пределом, заключается в том, что с законодательства Петра уголовное наше право, основываясь в существенных своих чертах все еще на национальном, так сказать, обычном начале, приняло в это время в себя начала научные, выработанные германскою наукой и практикой, и, таким образом, получило иной характер, который и сохраняется в нем до настоящего времени. Потому насущною для нас необходимостью было только исследовать, как развивалось это право, какой характер имело оно тогда, когда законодательство наше развивалось исключительно самобытно, когда юридические идеи образовались и выражались под углом зрения, исключительно народного.
     Насколько умел я выполнить свою задачу, предоставляю судить просвещенному читателю. Со своей стороны я старался уловить по всем доступным мне источникам нашего права те законы, по которым совершался процесс развития двух основных понятий уголовного права в связи с развитием на Руси государственного начала вообще.

Богдановский