Предисловие книги: Пути развития советской правовой мысли / Стальгевич А.К. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1928. - 96 с. - формат В5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Данная работа представляет собою литературно обработанный доклад, прочитанный в Секции общей теории права и государства Коммунистической академии в апреле 1928 года.

     Желая удовлетворить запросы учащейся молодежи, автор, по мере возможности, пытался приспособить данное издание к условиям тематической проработки в семинариях и научных кружках вузов систематизацией библиографии по разделам, непосредственными ссылками на источники в тексте и приложением тезисов. Библиография, приведенная в конце, охватывает почти всю основную советскую литературу по теории права и государства. Из дореволюционных изданий приведены лишь труды, имеющие непосредственное отношение к работам, изданным при советской власти.

А. Стальгевич

14 июля 1928 г. Москва.

 

ВВЕДЕНИЕ

     «Культурная революция, — говорит Ленин, — представляет неимоверные трудности». И на самом деле, присматриваясь к гигантскому росту социалистического строительства в нашей стране, все же на фронте культуры, идеологической борьбы и оформления марксистско-ленинской теории, не трудно обнаружить участки, окутанные туманом буржуазного мировоззрения. Особое место в этом отношении занимает теория права, в области которой, по справедливому замечанию т. Стучка, революция «еще почти целиком впереди». Это и понятно. Философский материализм Маркса, указавший пролетариату «выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы», представляющий собою «целое миросозерцание», не мог в должной мере исчерпать ряд проблем, относящихся к формальному опосредствованию экономического процесса. Занятые анализом и объяснением закономерности основных экономических факторов, К. Маркс и Ф. Энгельс не могли обратить «должного внимания на формальную сторону» их. В результате этого образовался известный пробел, к которому, между прочим, относится и теория права. Стройную теорию права не могли создать и ближайшие последователи марксизма, основное внимание которых—в философских боях с идеализмом и различными течениями ревизионизма, коренящимися в идейно-политическом багаже II Интернационала, было обращено на вопросы более принципиального значения. Только социалистическая революция, непосредственно поставившая перед лицом пролетариата проблему власти и образования новых государственных и правовых форм, создала необходимые предпосылки для выработки на основе конкретного опыта борьбы и строительства подлинно марксистской теории права и государства.

     Первые камни в этом отношении были заложены В.И. Лениным, гениально сформулировавшим марксистское учение о государстве, которое до этого в течение десятков лет позорно извращалось и опошлялось представителями социал-реформизма. Ему же принадлежит всемирно-историческая заслуга в деле выработки стройного учения о диктатуре пролетариата и советах, как государственной форме ее. Являясь самым выдающимся учеником Маркса, обогатив его теорию разработкой ряда существенных проблем, он «поднял учение Маркса на новую высоту». Благодаря этому вопросы права получили необходимые основы для дальнейшей разработки. Однако, более близко к теории права можно было подойти лишь после Октябрьской революции, открывшей новую эпоху и «в области идейных революций, в области раскрепощения умов». И если за годы мощного подъема социалистического строительства и культурного роста ряд областей науки ознаменовал себя крупными достижениями, то в теории права, являющейся «последним убежищем для всяких пережитков старого мира», все еще продолжает ютиться «юридическое миросозерцание», ставшее «классическим миросозерцанием буржуазии». Теоретики в этой области «разделились на два больших лагеря». Разгорелась борьба, в которой особо опасную роль стали играть представители так называемых «марксистов» (в кавычках), продолжающих оставаться в лагере буржуазного мировоззрения и маскирующих корни своих убеждений марксистской фразой и самовольным зачислением себя в «разряд» представителей «подлинной теории марксизма». Наше отношение к этой группе должно заключаться в неуклонном и решительном стремлении «соскрести... — по словам В.И. Ленина — всякую плесень интеллигентского оппортунизма» и показать, что всякие извращения марксизма и идеологические шатания в области теории права неизбежно приводят в лагерь идеализма.

     Исходя из этого, в данном очерке мы намерены проследить пути развития советской правовой мысли и показать, что ряд теоретиков права, явных сторонников буржуазной юриспруденции или же лишь формально принадлежащих к лагерю марксизма, все еще продолжает по существу оперировать идейным хламом, подобранным на кладбище «научной мысли» буржуазной науки и идеализма.