Предисловие книги: Права и обязанности юного гражданина. Перевод с английского: Приложение к журналу "Мирок" / Форстер А.; Пер.: Рождественская А.Н.; Предисл.: Гольцев В.А. (Под ред.), Форстер В.Э. - М.: Изд. С.Д. Широких, 1906. - 152 с. - формат А5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ 1-е.

   В классической стране свободы книга Форстера имеет огромный и продолжительный успех. Она будет очень полезна в нашей стране, при новых условиях политической и экономической жизни. Время настало тревожное, ответственность каждого сознательного гражданина велика. Старый режим тормозил политическое воспитание народа и практическая мудрость англичан окажет содействие выработке устойчивых убеждений. Взрослого человека в большинстве случаев не перевоспитаешь, и говорить о правах и обязанностях гражданина надо с детьми и подростками, в школе и дома. Этой цели и удовлетворяет книга Форстера. В ее переводе сокращены ненужные русским подробности об устройстве английского флота и армии, и во втором предисловии автора никоторые указания на технические изменения в издании, и кроме того уменьшено количество рисунков, которые очень удорожили бы издание, да и не нужны нашим детям по содержанию.

В. Гольцев.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 2-е.

   Книгу эту я считаю удачной попыткой пополнить пробел в школьных руководствах, до сих пор еще, к моему удивлению, не заполненный. Без сомнения, громадному большинству учащихся в школах детей придется исполнять в последствии не одни только личные и семейные, но и общественные обязанности: мальчикам по большей части непосредственным, личным участием, девочкам — косвенным, но могущественным влиянием. Они должны будут не только помогать тем, кто связан с ними семейными узами, но и служить своей стране в качестве граждан. Исполнению же этой последней обязанности им много поможет знание законов и установлений нашей страны.

   В этой книге изложены простым, понятным для ребенка языком происхождение и цель наших учреждений и состав нашего правительства. Кроме того, здесь объясняется детям, какими правилами должны они руководствоваться, чтобы сделаться хорошими гражданами-патриотами.

   Последняя цель представляет несомненно большую трудность. Нелегко достичь ее, не затрагивая предрассудков, а иногда и честных убеждений. Но я полагаю, что всякие непредубежденный читатель признает, что в этой книге найдется немного такого, а, может быть, не найдется и ничего, с чем не могли бы согласиться люди различных взглядов и партий.

   Известно, что назначение и допущение учебников в наши школы зависит от правительства; но с другой стороны оно предоставляет начальным школам право употреблять всевозможные пособия и книги для чтения, что дает возможность пользоваться такими руководствами, как это. Уже многое было сделано в этом отношении, благодаря изданию различных пособий для детей по истории и другим наукам. А между тем, до сих пор не предпринималось ничего, чтобы научить их обязанностям граждан.

   Считаю лишним доказывать, что подобная книга особенно нужна именно теперь, когда мы увеличили на миллионы число граждан, имеющих право выбирать своих представителей.

   В виду всего этого, я считаю себя вправе рекомендовать ее внимание лиц, интересующихся образованием, как удачную попытку пополнить пробел, так долго остававшийся незаполненным.

   В.Э. Форстер. Лондон, 1885 г.

 

Предисловие к 260-й тысяче.

   Несмотря на то, что вышло уж более четверти миллиона экземпляров этой книги, она все еще продолжает пользоваться успехом среди учителей и учеников.

   По выходе последнего издания этой книги, преподавание обязанностей гражданина вошло в программу вечерних дополнительных школ и получило утверждение и одобрение совета по делам народного просвещения. И автор настоящей книги, изданной в 1885 году, не может не чувствовать удовлетворена при мысли, что она опередила одобренную советом программу на девять лет.

   Хоть автор не мог, конечно, иметь в виду эту программу, составляя свое руководство, тем не менее все, что считается необходимыми для изучения в нем и другой книги того же автора «законы обыденной жизни», перечисляется и в одобренной советом программе. Местами они даже сходятся между собой чуть не слово в слово; в этом легко убедиться, просмотрев программу и оглавление этой книги.

   В Шотландии она выдержала три издания. Может быть, для людей, пользующихся ей, будет интересно узнать, что власти, заведующие народным образованием в Японии, приобрели в последние два года большое количество экземпляров «Прав и обязанностей гражданина».

   И книга эта достигла широкого распространения в японских школах. Точный снимок с нее, с совершенно такими же рисунками, шрифтом и переплетом был воспроизведен в Токио.

   Автор надеется, что книга его в своем теперешнем, новом виде не потеряет никого из своих старых друзей. Он надеется также, что хлопоты и расходы, которых не жалили, стараясь сделать ее достойной благосклонности публики, послужить к еще более широкому распространению ее среди английских детей.

 

Предисловие к 310-й тысяче. 1898 г.

   Желая дополнить статью о местном самоуправлении, автор прибавил к VI главе четыре страницы, в которых заключается краткое описание окружных и приходских советов. Некоторые рисунки заменены другими, лучше исполненными, чем те, которые были в прежних изданиях.

 

ВВЕДЕНИЕ.

   Книга эта написана с целью научить мальчиков и девочек, занимающихся в начальных школах, их правам, обязанностям и преимуществам как британских граждан. В ней рассказывается простым, народным языком о законодательных и исполнительных учреждениях нашей страны, о значении наших главных народных вольностей и об обязанностях, лежащих на нас, как на британских гражданах, к нашей родине, нашим соотечественникам и самим себе.

   «Жизнь народа идет. постепенно развиваясь. Она как бы сплетена вместе и в то же время разветвляется, когда дело идет о горе и радости, мысли и действии. Народ воспринимаете мысли других нации, перерабатывает их и возвращает миру, как новое благо. Он — орган в великом деле человечества. Но иногда в развитии его происходить задержка; воспоминания притупляются, любовь ослабевает за недостатком их; или воспоминания, мало-по-малу заглушаясь, превращаются в священные останки — душу народа — и, не применяясь к делу, как бы замирают. Но кто решится сказать: «У этого народа остаток жизни иссяк и он уже навсегда перестал быть нацией». Кто скажет это? Во всяком случае не тот, кто живет одной жизнью с своим народом. Он не скажет: «События идут своим путем; я не стану сопротивляться». Нет, душа его возмутится; она, как искра, воспламенит души толпы и проложить новый путь для событий».

Джордж Эллиот.