Предисловие книги: Философия права: Общее учение о праве. Ч. 1 / Понтович Э.Э. - Кинешма: Тип. Иваново-Вознесенск. Губсоюза Потребительных обществ, 1920. - 100 с. - формат В5 - репринтная копия

Памяти Владимира Матвеевича ГЕССЕНА, благородного рыцаря правовой идеи, эта книга посвящается

 ПРЕДИСЛОВИЕ.

    Наука права имеет своим предметом выработку принципов поведения людей в общежитии и изучение порождаемых действием этих принципов общественных состояний.

    Задачей общей науки о праве является, соответственно, определение общих и основных начал, долженствующих быть руководящими для специальных частей юриспруденции, а также установление основных особенностей, отличающих порождаемые действием этих начал общественные состояния,

    Формулировка основных правовых принципов и характеристика связанных с действием их состояний поднимают общую науку о праве на ступень философской дисциплины. Общая наука о праве должна быть философией права.

    Предлагаемая вниманию читателя философия права распадается, согласно сказанному, на две части. Первая, в которой устанавливаются самые правовые принципы, составляет общее учение о праве, Вторая, в которой дается характеристика основных, особенностей порождаемого действием правовых принципов общественного состояния, составляет общее учение о государстве,

     В европейской литературе общая наука о праве (и государстве) носила весьма долгое время название энциклопедии права. Начиная от Encyclopedia juris universi Гуниуса, изданной в 1638 г., и кончая работами А. Меркеля (Iuristische Enzyklopadie, 1885 г., 4 изд. 1909 г.; русск. пер. 1902 г.), К. Гарейса (Enzyklopadie und Methodologie der Rechtswissenschaft, 1887 г., 3 изд. 1905 г.), М. Ратковского (Enzyklopadie der Rechts—und Staatswissenschaften, 1890 г.), Е. Пикара (Le droit pure. Enzyklopedie de droit, 1908), Л. Бриделя (Enzyklopedie juridique, 1907 г.) держалось это название. В виду того, однако, что с ним было связано ограничение задач общей науки о праве простым конспективным обзором содержания отдельных частных юридических дисциплин, сочинения, ставившие себе более обширные задания, избегали названия энциклопедии, Общепринятым в этих, случаях являлось название философии права. Впрочем, в последнее время именование энциклопедии стали избегать (по крайней мере в Германии) и авторы работ, не преследовавших иной цели, кроме введения начинающих в изучение вопросов права. Колер, Радбрух, Штернберг — писатели XX века — озаглавливают соответствующие сочинения именем не энциклопедии права, но именно введения в изучение правоведения (Einfuhrung in die Rechtswissenschaft). На ряду с этим, название общей науки о праве философией права утверждаемся в новейшее время в обширных обобщающих учебного характера сочинениях Я. Колера (Lehrbuch der Rechtsphilosophie, 1909 г.) и Г. Радбруха (Grundzuge der Rechtsphilosophie, 1914 г.)

     Русская учебная литература, вслед за западно-европейской, первоначально держалась названия энциклопедии права. Достаточно сослаться на сочинения К.А. Неволина (Энциклопедия законоведения, 1840 г.), Н. Рождественского (Энциклопедия законоведения, 1863 г.), Н.К. Ренненкампфа (Юридическая энциклопедия, перв. изд. 1868 г., новейшее — 1913 г.). Но в 1888 г. проф. Я.М. Коркуиов, желая отделить общую науку о праве от энциклопедии права, как от не имеющего научного характера простого конспекта содержания отдельных частных юридических дисциплин — с одной стороны и от философии права, задачи которой выходят за пределы чисто позитивного исследования, — с другой стороны, впервые дает общей науке о праве имя общей теории права (См. Коркунов; Лекции по общей теории права, 9 изд. 1909 г.). Влияние книги Коркунова было весьма значительным в русской юридической науке. Вслед за ним по пути построения общей позитивной о праве науки следуют: Г.Ф. Шершеневич (Общая теория права, вв. I—IV, 1910—1912 г.), Л.И. Петражицкий (Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т.т. I—II, 2 изд. 1909—1910 г.; впрочем, этот автор назвал свое раннее сочинение, также построенное на позитивных основах, Очерками философии права, в I, 1900 г. ч. 2, — 1903 г.), В.М. Хвостов (Общая теория права, элементарный очерк, 1911 г.), А. Рождественский (Основы общей теории права, 1913). П.Г. Виноградов (Очерки по теории права, 1915 г.), К.А. Кузнецов (Очерки по теории права, 1915 г.). Однако, на ряду с этим, наблюдается со стороны некоторых ученых стремление сохранить за общей о праве наукой старое название энциклопедии права. Сюда относятся Лекции кн. Е.Н. Трубецкого, а также Е.В. Спекторского и новейшей Учебник энциклопедии права Ф.В. Тарановского (Юрьев, 1917 г.). Работа Н.Н. Алексеева, вышедшая в 1918 г., названа Введением в изучение права, каковым, впрочем, она является и по существу рассматриваемых в ней вопросов.

     Идея философии права имела в русской литературе такого крупного представителя, как Б.Н. Чичерин (см. его Философию права, 1900 г.) К направлению, от него идущему, примыкают в учебной литературе Очерки философии права И.В. Михайловского (т. I, 1914 г.).

     Чичерин отстаивал необходимость для юриста иметь «общие весы и мерило», руководящие начала для оценки «относительной силы и достоинства» того или иного законодательного и вообще положительно-правового материала. Эти руководящие начала, утверждал Б.Н. Чичерин, способна дать лишь философия права.

     Читатель убедится, что стремлением к отысканию руководящих начал для установления правомерного в человеческом поведении проникнута и наша работа. Она преследует в значительной мере учебные цели, почему мы не сочли возможным снабжать ее хоть сколько-нибудь обильными литературными указаниями. Мы ограничиваемся приведением в тексте этой работы лишь сочинений, особенно рекомендуемых для тех, кто пожелал бы приступить к углубленному  изучению  затронутых нами проблем.

 

Иваново-Вознесенск, Автор

март 1920