Предисловие книги: Труды комиссии, учрежденной Г. Московским Генерал-Губернатором, князем В.А. Долгоруким, для осмотра фабрик и заводов в Москве: Германия, Франция, Австро-Венгрия, Швейцария, Дания, Швеция и Норвегия, Голландия, Соединенные Штаты Северной Америки. Иностранное фабричное законодательство. Вып. 2 / Под ред.: Гольцев В.А. - М.: Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции, 1880. - 177 с. - формат В5 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ.

  Фабричное законодательство на западе Европы развивается с такою быстротою, что следить за ним становится делом довольно затруднительным. Уже после выхода в свет первого тома Трудов Комиссии, в палате общин и затем в палате лордов прошел билль, устанавливающий ответственность предпринимателей за несчастия с рабочими (Employers Liability Bill). Билль этот встретил сильное противодействие со стороны представителей интересов предпринимателей и потерпел поэтому весьма крупные изменения. Но, во всяком случае, он имеет важное значение, вводя новый принцип в фабричное законодательство. К сожалению, фабрикантам представляется возможность обходить закон, заключая с рабочим особый на этот счет условия.

  В Италии выработан замечательный законопроекта, который имеет в виду обеспечение престарелых или ставших неспособными к труду рабочих. Королевским указом 11 октября прошлого года была учреждена с этою целью комиссия под председательством сенатора маркиза Пеполи. Она пришла к следующим важнейшим заключениям:

  Для престарелых и неспособных к дальнейшему труду рабочих учреждается касса, признаваемая за юридическое лицо и гарантируемая правительством. Участвующее в кассе производят небольшие периодические взносы (не менее 25 сантимов в неделю). Управление кассою должно находиться в руках комиссии из 15 членов: три от сената, три от палаты депутатов, три от правительства, шесть от обществ взаимной помощи (Societa di mutuo Soccorso). Почтовые отделения и итальянские консулаты обязаны принимать взносы и уплачивать пожизненные ренты.

  Мы не имеем еще сведений о дальнейшей судьбе этого законопроекта.

  Так как условия фабричного и заводского производства повсюду отличаются значительным сходством, то польза и даже необходимость знакомства с иностранным фабричным законодательством не подлежит сомнению. Комиссия, учрежденная Г. Московским Генерал-Губернатором для осмотра фабрик и заводов в Москве, постановила по этому, исполняя поручение Кн. В.А. Долгорукова, издать сборник немецких, швейцарских, французских и др. законоположений и правил. В основу настоящего сборника положен известный труд Ломанна (Lohmann: Die Fabrik-Gesetzgebungen der Staaten des europaischen Kontinents, Berlin, 1878). Французское законодательство пополнено по сборнику де-Шоверона и Бержа (De Chauveron et Berge, avocats a la Cour dappel de Paris: Du travail des enfants et des filles mineures, employes dans lindustrie, commentaire de la Loi du 19 mai 1874; Paris, 1880). Некоторый сведения о фабричном законодательстве Северо-Американских Соединенных Штатов заимствованы из книги Штудница.

  Редакция перевода была поручена мне. Но я нашел деятельное содействие в членах Комиссии, председательствующем — М.А. Саблине и М.Л. Лосеве.

  Фабричное законодательство Германии, Франции и Швейцарии не представляет существенных различий по сравнению с образцовым законодательством Великобритании. Но некоторый различия, конечно, встречаются, и объясняется это не столько особенностями условий производства (которые, как мы уже заметили, невелики), сколько общими причинами, определяющими направление законодательной деятельности в том или другом государстве. Французское законодательство, например, отличается особенною предусмотрительности и заботливостью по отношению к детскому и женскому труду; в Германии особенно хорошо поставлен государственный надзор за фабриками и заводами.

  Еще прусский закон 16 мая 1853 года уполномочивал правительство назначать особых должностных лиц для надзора за фабриками и заводами. В 1878 году (17 июля н.с.) учреждается фабричный инспекторат для всей Германской империи. 24 мая 1879 года в руководство инспекторам издана министром торговли и промышленности особая инструкция (Dienstanweisung fur die Gewerberathe). Инспектор, по этой инструкции, должен контролировать своевременное исполнение фабричных законов; он обязан давать советы, являться посредником между работодателями и рабочими. Инспектору предписывается действовать с величайшим тактом и беспристрастием, чтобы, не раздражая ни той, ни другой стороны, обеспечить вполне удовлетворительное исполнение закона. Полиция обязана оказывать фабричному инспектору содействие, но сам инспектор не имеет права издавать административных распоряжений.

  Ежегодно фабричные инспекторы (die Gewerberathe) должны представлять министру торговли и промышленности подробные отчеты. Отчеты эти заключаюсь в себе не мало интересных сведений и мы думаем, что некоторые извлечения из них будут не бесполезны.

  Возьмем отчет инспектора округа, в который входят Берлин, Шарлоттенбург, Нидер-Барним и Тельтов.

  В 1877 году число берлинских фабрик равнялось 2.213, в 1878 году оно было 2.152. Рабочих на этих фабриках в 1877 году находилось 58,246 человеку в 1878 году 59,292 человека (взрослых в 1877 году 44,028 мужчин, 12,750 женщин, детей: 995 мальчиков, 473 девочки; взрослых в 1878 году 45,135 мужчин, 12,835 женщин; детей: 874 мальчика, 448 девочек). Инспектор, г. Штильпнагель, замечает, что сведения за 1877 год неполны, почему надо положить, что общее число рабочих на следующий год не увеличилось.

  В некоторых отраслях промышленности произошло значительное увеличение числа работающих, в других не менее значительное уменьшение. Так, например, количество рук, занятых приготовлением хирургических и т.п. инструментов, сократилось на половину, а рабочий состав на фабриках, изготовляющих музыкальные инструменты увеличился на 27,6%. Максимум увеличения достигает 39,5% (Textil-industrie). В машиностроительных заведениях Берлина произошло значительное сокращение рабочего времени. У Борзига, например, рабочие имеют дело только от среды до субботы. На других машиностроительных заведениях работа длится 9, 8, 7 и даже только 6 часов ежедневно. За то на некоторых из остальных категорий фабрик и заводов рабочее время увеличилось (на фабриках швейных машин, например). Обычное рабочее время средним числом, за вычетом трех перерывов (завтрак 1/2 часа, обед 1 час, ужин 1/2 часа), равняется 10 часам, но некоторые фабрики сокращают это время (не по недостатку работы, как в машиностроительных заведениях). Часто женщины начинают работу часом позже, нежели мужчины. По субботам и понедельникам, во многих случаях фабрики закрываются часом раньше, чем в остальные дни. Ночная работа производится в сравнительно немногих отраслях промышленности.

  Из вышеприведенных цифр было видно, что число детей, работавших на фабриках, в 1878 году сократилось по сравнена с предшествовавшим годом более, чем на 130 человек. На 33 фабриках дети вовсе перестали работать. Из числа детей школьного возраста только девять (восемь мальчиков и одна девочка) продолжают заниматься фабричным трудом. Отмечая этот утешительный факт, г. Штильпнагель отмечает и неблагоприятное явление: число учеников на фабриках (окончивших школьный курс) уменьшилось на 96 человек. Инспектор заключает отсюда, что у фабрикантов сокращается стремление образовывать на фабриках рабочих, что они предпочитают брать исключительно взрослых, опытных уже людей.

  Рабочие книжки продолжают еще возбуждать не сочувственное отношение среди рабочих и фабрикантов Берлина, и все вообще фабричное законодательство до сих пор кажется многим из заинтересованных лиц тяжелым и не совсем справедливым стеснением их деятельности. Однако противоположное убеждение приобретает все большее и большее количество сторонников.

  В отчетном (1878) году инспектору было сообщено о 288 несчастных случаях на фабриках и заводах (собственно в Берлине 270, в Шарлоттенбурге 9, в Тельтов 4, в Нижнем Барниме 5). Но эти сведения неполны и, по замечанию г. Штильпнагеля, будут такими оставаться, пока владельцы фабрик и заводов не будут по закону обязаны доставлять извещения о смертных и вообще несчастных случаях в их заведениях. Из 288 вышеупомянутых несчастных случаев только в семи инспектор получил добровольное извещение от фабрикантов и лишь в четырех от рабочих. Многие рабочие страдают от падения тяжелых предметов (15%); такой же процент несчастий обусловливается собственною неосторожности и непредусмотрительностью рабочих. Следующее место занимают случаи от непредвиденных обстоятельств (14%). Но большею частью погибают или уродуются от недостаточного ограждения машин и двигателей. Г. Штильпнагель снова обращает внимание на необходимость подробных и особых для каждой отрасли производства правил предосторожности, который письменно и устно должно сообщать рабочими

  В заключение отчета, берлинский инспектор приводит интересные сведения об основанной на заводи Сименса и Хальске (телеграфные принадлежности) кассе для рабочих. Касса имеет целью выдачу пенсионов неспособному к дальнейшей работе или родственникам умершего рабочего. Касса управляется, при контроле торговой фирмы, представителями служащих на фабрике и рабочих. Основана она в 1872 году гг. Сименсом и Хальске, которые пожертвовали с этою целью 60.000 талеров.

  Фабричный инспектор в провинциях Восточной и Западной Пруссии настаивает на недостаточности существующего надзора за исполнением закона о малолетних рабочих. Местная полиция исполняет в этом отношении свои обязанности не вполне удовлетворительно. Инспектор ожидает хороших результатов, когда будет введен закон 17 июля 1878 года, по которому рабочие до 21 года принимаются на фабрику или завод не иначе, как с рабочею книжкою. Г. Зак также жалуется, что получает извещение далеко не о всех несчастных случаях на фабриках и заводах его округа. Инспектор указываешь на то, что при судебных следствиях нередко приписывают неосторожности рабочего увечье или смерть, который на самом деле произошли по вине владельца или управлявшего заводом. Г. Зак надеется на улучшение в этом отношении, когда суд поближе познакомится с деятельностью фабричных инспекторов. Благодаря стараниям инспектора, при некоторых фабриках открыты сберегательные кассы и дополнительные школы (Fortbildungsschulen).

  Инспектор в провинции Бранденбург сообщает, что он осмотрел 563 заведения. Положение промышленности в Бранденбурге хотя и улучшается в сравнении с предшествовавшим (после кризиса 1872 года) временем, но еще далеко не удовлетворительно, Число рабочих в 1878 году (35,820 человек обоего пола) до настоящего времени на 6—7000 ниже числа их в 1872 году. Несовершеннолетних рабочих в 1876 году было 2369, в 1877 — 2065, в 1878 — 1809 чел. Из последнего числа 170 мальчикам и 108 девочкам менее 14 лет, 878 мальчикам и 653 девочкам более 14 лет. Следовательно, и в Бранденбурге замечается значительное сокращение, под влиянием фабричного закона, количества детей, работающих на заводах и фабриках. Инспектор отмечает кроме того вообще улучшение в положении несовершеннолетних рабочих. И г. Рюдигер (Бранденбургский инспектор) жалуется на не вполне удовлетворительную деятельность местной полиции, на слабый надзор ее за исполнением фабричных правил. Точно также повторяются сетования на неполноту сведений о несчастных случаях при производстве. Инспектору сообщили только о 30 подобных случаях, тогда как в действительности их было 81. Г. Рюдигер намечает план устройства страхования на случай несчастия и полагает, что это дело пойдет хорошо лишь тогда, когда сами рабочие примут участие в управлении страхованием.

  Аналогичный данные находим мы и в отчете померанского фабричного инспектора, г. Хертеля. Число малолетних рабочих на фабриках и заводах Померании уменьшается. Это объясняется отчасти сокращением производства, отчасти теми ограничениями и стеснениями, которые закон соединяет с пользованием детскими рабочими руками. Г. Хертель говорит, что и фабриканты, и рабочие сознают необходимость правил предосторожности. Первые принимають уже довольно часто нужные для этой цели меры. Померанский инспектор сообщает о трудности надзора за правильностью приема рабочих на фабрики. Статистических сведений о несчастиях г. Хертель совсем не мог представить.

  В Силезии количество несчастий, о которых дошло сообщение инспектору, увеличилось: в 1876 г. на 81,567 работников несчастных случаев приходилось 266 (на тысячу человек — 3,26); в 1877 г. на 74,872 ч. — 314 (на тысячу — 4,19). Но количество смертельных повреждений сократилось. Инспектор думает, что в действительности не увеличилось и число маловажных ушибов и поранений: увеличилось число извещений, потому что фабриканты должны в 24 часа заявить о несчастии в страховое общество, иначе денежная ответственность за несчастие падает исключительно на них, а вместе с этими заявлениями доставляются сообщения и инспектору. Правила о детской работе исполняются удовлетворительно. Только соседство Австрии, где на фабричную работу допускаются десятилетия дети, дурно влияет, по замечание г. Фрифа, на пограничный фабричный местности Силезии (это относится к округам Бреславля и Лигница). Из отчета другого фабричного инспектора в Силезии (Оппельнский округ) оказывается, что и здесь количество работающих детей значительно сократилось. Благодаря закону, положение несовершеннолетних рабочих заметно улучшилось. Число несчастных случаев на фабриках и заводах этого округа было: В 1875 году - 1184, в 1876 - 1036, в 1877 - 702, в 1878 - 254.

  Одною из причин такого быстрого уменьшения несчастий было, конечно, уменьшение общего числа рабочих и сокращение рабочего времени; другою же — разумная деятельность инспектора.

  В Саксонии инспектор встретил со стороны фабрикантов готовность приводить в исполнение предлагаемые им меры предосторожности. Рабочие и работодатели часто обращались к инспектору за посредничеством. Г. Зюссенгут вообще очень доволен отношением к фабричному инспектору и со стороны заинтересованных лиц, и со стороны администрации.

  Количество фабричных детей в Саксонском округе в отчетном году почти не изменилось сравнительно с предшествовавшим.

  На недостаточность сведений о несчастиях, происходящих на фабриках, обращает внимание правительства, подобно многим из своих товарищей, и инспектор Ганноверского округа. Г. Эккеру сообщили только о 115 случаях, а Лейпцигское страховое от несчастий подобного рода общество дало такие сведения: на 179 заведений страховавшихся в этом обществе, пришлось в 1878 году 96 несчастий. В ведомстве г. Эккера находилось около 9000 заведений.

  Не мало интересных данных заключается в отчетах и других инспекторов. Жалобы на неудовлетворительность полицейского надзора (в особенности по отношению к работе малолетних) повторяются довольно часто, как и другие из вышеупомянутых жалоб. Указания на необходимость обязать фабриканта, под строгою ответственностью, доводить до сведения инспектора о всех несчастных на фабрики случаях, делаются во многих отчетах. Чтобы не повторять подобного рода извлечения, мы обратим внимание на некоторые другие данные, заключающиеся в этих документах.

  Г. Кинд, инспектор Кассельского округа в провинции Гессен-Нассау, говорит, что школа для девочек, работающих на фабрике, имела чрезвычайно благодетельное влияние. Кончившие в ней курс отличались трудолюбием и безупречною нравственностью. Все домашнее хозяйство рабочих, дочери которых воспитывались в школе, преобразилось, и чистота и благоустройство их жилищ, сравнительно с жилищами других рабочих в тех же условиях, бросались в глаза каждому.

  Инспектор другого округа в Гессен-Нассау, Висбаденского, сообщает, что фабриканты и рабочие в огромном большинстве случаев относились доброжелательно и своевременно исполняли его требования. Только в двух случаях (г. Шрейбер посетил 302 промышленных заведения) пришлось прибегнуть к содействию полиции, чтобы заставить фабриканта принять меры, необходимые для безопасности рабочих.

  Фабричный инспектор в Вестфалии пишет, что, с введением более строгого надзора за продолжительностью детской работы, многие фабриканты обратились к правительству с просьбою, чтобы разрешено было обязанным посещать школы детям работать на фабрике не 6, а 6 1/2 часов. Это обстоятельство служить косвенным доказательством нарушения фабрикантами закона в прежнее время.

  Г. Вольф, инспектор Дюссельдорфского округа в Рейнской провинции, сообщает весьма благоприятный отзыв о результатах, достигаемых фабричными школами.

  Во всех почти отчетах сообщаются сведения о возникновении или развитии сберегательных касс, страховых обществ и других учреждений, имеющих в виду благосостояние рабочих. Фабриканты нередко жертвуют с этою целью значительные суммы. Благодетельный последствия вмешательства государства в фабричные порядки замечаются на каждом шагу. Хотя инспектората в Германии совсем новое учреждение, но уже теперь оно принесло чрезвычайно полезные результаты. Наилучшие намерения законодателя, при отсутствии независимого от местных влияний надзора, так и остались бы, в большинстве случаев, одними разумными и гуманными намерениями. Благодаря хорошей постановке контроля в Германии, закон проводится в жизнь, его достоинства и недостатки наблюдаются своевременно. На должность инспектора выбираются правительством лица с широким образованием и с достаточными техническими сведениями. Отчеты германских фабричных инспекторов служат лучшим доказательством необходимости этого института во всех европейских государствах.

Виктор Гольцев.