Предисловие книги: Исследования по истории учреждений в Закавказьи. Сельская община: Сословный строй, внутренняя организация и управление общины в связи с землевладением, водовладением и податным обложением. Ч. 1 / Егиазаров С.А. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1889. – 352 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Русская земельная община изучена довольно обстоятельно. Не говоря уже о массе журнальных статей, посвящаемых общинному землевладению в отдельных частях Империи, в 79-х и 80-х годах появился ряд монографий, где рассматриваются аграрные отношения в общине. Ни одна из наших окраин, где также существует общинное землевладение, до сих пор оставляется исследователями общины без внимания; разумеем Закавказский край. Правда, что Кавказ в последнее время стал привлекать внимание отечественных ученых, и результатом научных изысканий явились два прекрасных сочинения; Современный обычай и древний закон М. Ковалевского и осетинские этюды В. Миллера. Но названные ученые, к сожалению, ограничились исследованием быта осетин - одного из горских племен. Есть также ряд статей и заметок о юридическом быте туземного населения, помещенных в местных газетах и изданиях ученых обществ. Но юридическая жизнь оседлого населения исследована очень мало. Мы задались целью изучить историю учреждений в Закавказье, и в первый раз делаем попытку дать очерк своеобразной организации сельской общины. Затем обратимся к истории городов и сословий.
     Туземное сельское население находится на различных ступенях культуры. Совместно с оседлым населением живут племена, ведущие бродячую жизнь номадов. Общественные союзы, организуемые в быту представителей различных ступеней культуры, имеют различный характер. Самым распространенным в быту сельского населения союзом является деревенская или сельская община. За нею следует кочевая община, организуемая преимущественно кочевыми и полуоседлыми племенами.
     Наконец, у горцев Тионетского уезда Тифлисской губернии преобладает родовая община; впрочем, она, по мере вымирания родовых начал, постепенно переходит в сельскую земельно-религиозную общину. Каждая из этих форм общинного союза выработала свои внутренние распорядки, создала свои органы, которыми управляется до настоящего времени; так что реформа 60-х годов мало повлияла на права и обязанности старинных органов управления. Только христианское население начинает привыкать к созданной Положением о сельских обществах форме общественного управления, и сельские старшины и судьи стремятся к устранению этих излюбленных органов от участия в общинных делах.
     Одна из отличительных черт сельской общины заключается в том, что ее устройство имеет всесословный характер. Совместно с крестьянами живут и владеют землею представители других сословий: сельское дворянство, духовенство, отставные чиновники и т.п. Это объясняется исторически. До русского владычества, общественный строй в бывших ханствах имел классовый характер: за исключением немногих древних родов, составлявших туземное дворянство, весь остальной служилый класс не составлял дворянского сословия. Классовое устройство имело духовенство всех исповеданий, исключение составляли сеиды и ахунды, которые считают себя потомками святых и образуют особую касту. Когда, по присоединении края, стали приписывать отдельные общественные элементы к различным чинам, то образовались сословия. До реформы 60-х годов все деревенское население, независимо от его сословного положения, участвовало в сельском общественном управлении. Положение о сельских обществах окончательно устранило представителей других сословий от общественных дел, и, таким образом, юридически образовалась сословная община; фактически же представители других сословий всеми своими интересами связаны с деревнею, где имеют постоянную оседлость и занимаются земледелием. Несколько иное явление замечается в Грузии: здесь привилегированные сословия существовали еще до ее присоединения к России; дворянство как правящее сословие, отделено было от народа и не занималось земледелием. Такой порядок существует и до настоящего времени: в грузинской деревне дворянин редко живет совместно с крестьянами и профессионально занимается земледелием.
     Сельская община выработала своеобразный ценз, по которому отдельные семьи группируются по разрядам, и которым определяется юридическое положение общинника: его право на земельный надел и воду в размере причитающихся на него податей и повинностей. Основанием для отведения семьи к тому или иному разряду служит число заключающихся в ней единиц наделения. Единицы наделения обыкновенно совпадают с единицами обложения. Только в районах садоводства, а равно и в Грузии, где общинный строй приходит в упадок вследствие неравномерного распределения земельной собственности, единицы наделения и обложения не всегда совпадают - между ними нет тесной связи и соотношения. Поэтому при раскладке податей, принимается во внимание общая платежная способность семьи - наличный состав, хозяйственный инвентарь и вообще ее достаток. Сельская община делится на известные правильные подразделения, состоящие из определенного числа единиц наделения. Разумеем десятни, ирригационные группы и другие однохарактерные с ними единения. Группы эти созданы для более удобного разверстания земли, воды и раскладки податей и повинностей. Подразделения общины, поэтому, фигурируют, как отдельные экономические, ирригационные и податные единицы. Земля, вода, подати и повинности сперва распределяются между отдельными группами, а затем члены каждой группы распределяют их между собой; в регулировании отношений между их членами, подразделения эти пользуются свободою. Община при таком строе, до известной степени теряет свою цельность и принимает характер агрегата отдельных групп. Во главе групп стоят десятники или другие однохарактерные с ними главы. Они то совместно с официальными органами общественного управления, то без них участвуют во всех важных сферах общинной жизни - в разверстании земли и воды, в раскладке податей и повинностей. В сфере этого рода отношений десятники в качестве медиаторов решают все споры и недоразумения между членами группы. По мере того, как население привыкает к новой форме общественного управления, начальники групп устраняются от участия в общинных делах, и, таким образом, старинный административный строй общины разрушается. Подразделения общины существуют во всех губерниях, образовавшихся из бывших ханств и Эриванского сердарства, и особенно в жаркой ирригационной полосе края. В Грузии же, за исключением некоторых небольших районов, ирригационных групп не существует.
     Сельская община в настоящее время переживает один из любопытных моментов своего существования. Малоземелье и маловодье побуждают крестьянское сословие к огораживанию надельных участков. Огороженная земля закрепляется за владельцем на праве наследственного владения. В прежнее время огороженные участки беспрепятственно продавались; в настоящее же время случаи продажи встречаются все реже и реже. Но зато продажа права пользования практикуется довольно часто. Отчасти вследствие огораживания надельных участков, отчасти вследствие отчуждения права пользования, земельная собственность сосредоточивается в руках имущего класса крестьян. Управление общины принимает олигархическую окраску, и общинное землевладение постепенно распадается.
     Рассмотрение внутренней организации общины и деятельности органов общинного управления до и после издания Положения о сельских обществах и составляет предмет настоящего исследования. Внутренний строй общины рассмотрен нами в связи с землевладением, водовладением и податным обложением. По многим вопросам, как видно будет из дальнейшего изложения, мы расходимся во взглядах с исследователями экономического быта крестьян. Последующие исследования покажут. Кто из нас более прав.

С. Егиазаров
Казань, 20 марта 1889