Предисловие книги: Опыт курса церковного законоведения. Т. 1: Введение в церковное законоведение и обозрение древних, канонических источников его. Вып. 1. Разд. 1. Обозрение древнего, основного канона православной кафолической церкви: от I до IV века. Т. 1: Вып. 1: Разд. 1 / Архимандрит Иоанн. – С.-Пб.: Тип. Фишера, 1851. – 531 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Законы, которыми управляется Православная Христова Церковь, как в каноническом содержании своем, так ив историческом развитии, представляют весьма обширное поле для ученых трудов. Кроме того, что наука должна облегчить познание законов, приведением их в правильную систему, показать их происхождение, значение и действие в Церкви, - изучение церковных законов имеет связь с познанием всей деятельности жизни Церкви, в целом составе ее, как духовного общества, имеющего свой порядок управления, свои права и обязанности, свои потребности и свои средства к их выполнению. История Церкви обозревает с этих сторон жизнь ее в течение времен, в смене разных событий, под влиянием разных обстоятельств; но представить это духовное общество так, как оно должно быть, или как оно действительно по своим законам существует и управляется, - это принадлежит науке церковного законоведения. Такая задача науки соединяется с раскрытием многих, весьма важных предметов в управлении Церкви, каковы например, пространство собственного ее законодательства, круг действия духовной власти и церковного суда, внутреннее (духовное) и внешнее (правительственное) отношение Церкви к человеческому (гражданскому) обществу, и т.д. Но как в изложении этих предметов, так и во всем направлении церковного законоведения, православная Церковь ограничивает науку самыми строгими правилами и пределами, не допуская в ней - ни произвольных умозрений, всегда обманчивых и никогда не твердых, и особенно бесполезных там, где требуется изложение не личных мнений, или отвлеченных каких либо понятий, а положительных законов, - ни руководства по системе прав иноверных Христианских обществ, где отступления от вселенского православия, от коренных оснований Богоустановленного порядка в Церкви и ее священных преданий, создали свое неправое право, с которым эти общества потеряли истинный характер церковности, или дух истинной Христовой Церкви. Православная Церковь дает науке законоведения свои неизменные начала, свой чистый дух, свое положительное содержание - действующие в пределах нее законы, предания, установления, отличающие ее от всех обществ иноверных. Таким образом, наука церковного законоведения, по своему содержанию и направлению в православной Церкви, должна быть не только наукой положительной (а не отвлеченной), но и самобытной, из собственных начал православного церковного законоположения и в собственных его пределах развивающегося.
     Так как законодательство в Церкви непрерывно развивалось от начала, то всегда существовало в ней, говоря вообще, и законоведение. Но в древние времена законоведение церковное имело, по преимуществу, практическое направление. Оно вообще ограничивалось изучением действовавших законов, составивший положительный канон церкви. Науки законоведения, в более обширном значении, не было. Только собрание церковных правил из разноместных и разновременных источников, (т.е. соборных и отеческих определений), расположение их по порядку предметов их содержания, также толкования правил, решение при этом, разных вопросов канонических, юридических, соединение законов церковных с гражданскими по общим их предметам и объяснение одних другими: все это придавало пониманию и изложению церковных правил некоторый вид научного и систематического. Но и в таком виде законоведение в древности сохраняло направление практическое, и так осталось на востоке. Полное образование науки, с ее многосторонними исследованиями, принадлежит уже временам позднейшим. - В нашем отечестве церковное законоведение также издревле было практическое, и с этой стороны оно имело достойных себя представителей во многих знаменитых пастырях Церкви. Не было недостатка и в особенных опытах его, весьма важных в каноническом отношении, как показывают и памятники прежних времен и свидетельства новых: разумеем начертания церковных правил по разным предметам, в виде соборных определений, пастырских посланий, канонических частных статей, или ответов на вопросы по делам церковным, и т.п., - сохранившиеся от прежних времен; также в виде Регламентов, Уставов, по некоторым частям церковного управления изданных в новейшее время. Развитие науки законоведения принадлежит нашему времени. Нет сомнения, что и в практическом отношении, для совокупного познания законов, в общей связи их между собою, полезно, может быть, пособие науки, особенно при многосложности церковного законоположения, в его составе, и при разнообразии многочисленных его источников; а для классического духовного образования, в круге Богословских наук, раздельно изучающих разные стороны Церкви, как то: ее догматы, обряды, события и прочее, имеет особенную важность и делается необходимым особая система церковного законоведения.
     Но полная и твердая система этой науки не иначе может установиться, как после многих, подготовительных трудов, еще недавно у нас начатых. Труды эти должны состоять в тщательном изучении разнообразных источников церковного законоположения, в разборе и приведении в порядок материалов науки, в определении и разграничении предметов, которые должны входить в нее, и т.д. По единству доселе действующего в нашей православной Церкви права, в основаниях и в сущности его, с древним правом вселенской Церкви, в науке первое внимание должно быть обращено на древние правила Церкви, преданные от Апостолов, Соборов и св. Отцов. Они составляют вселенский канон Церкви и основание ее права. В подлинном изложении и в целом составе своем, они носят печать времен и мест, к которым первоначально относились: и потому требуют нарочитого изучения исторического; но как правила основные и вселенские, они составляют первый, канонический источник церковного законоведения. Потому изложение их должно служить введением в полную систему права, раскрывая в них первоначальные, глубочайшие его основания и истинный дух управления канонической православной Церкви. Затем, в историческом развитии древнего церковного права, представляется вниманию связь его с гражданским, которую образовало в себе право Греко-римское, в пределах всей древней Церкви, особенно же Церкви Восточной. Это право само по себе, во многих предметах, касалось Церкви, и посредствовало в приложении законов церковных к жизни гражданского общества, поддерживало их силу, и особенно - утвердило добрые и благотворные для Церкви и общества соотношения между церковным и гражданским управлением. Потому обозрение Греко-римских законов, в отношении их к Церкви, может с пользою занять свое место в науке церковного законоведения, особенно же имея в виду историю нашего отечественного права, которое первоначально по их образцу, под их руководством образовалось. Из этих главных источников, - источника канонического: древнего законодательства Церкви, и источника исторического: Греко-римских законов, наука должна извлечь общие основания церковного законоведения, или составить систему общего права церковного. Отсюда, переходя к действующему (частному или местному) праву Церкви, наука может уже получить всю зрелость и верность взгляда для его изучения, и твердость системы для его изложения.
     По такому плану предпринято издание курса церковного законоведения, которого первая часть теперь предлагается вниманию читателей. Она содержит в себе обозрение основных канонических источников церковного права, именно правил Апостольских, Соборных и Отеческих, в том виде и составе, как они издревле приняты вселенскою Церковью, и составили ее канон. Обозрение их историческое, по разным временам и местам происхождения, соединено с обозрением каноническим, т.е. с изъяснением их содержания, в котором с разных сторон открываются основания, предметы и отличительные черты древнего церковного законодательства. Здесь эти правила размещены в порядке хронологическом, (по векам от Р.Х.), чтобы все они, в своем месте и времени, получали тем более ясности в своем содержании, и чтобы при объяснении их, сообразно времени их происхождения и первоначального действия в Церкви, понятнее были степени их значения для других времен. Славянская кормчая книга, содержащая в себе изложение этих правил, и с толкованиями, по темноте языка, по неточности перевода во многих местах, не может служить достаточным руководством к уразумению древних правил.
     В настоящем опыте, при изложении правил руководством служило новое издание от св. Синода (1839 г. и след.) книги правил св. Апостола, св. Соборов вселенских и поместных и св. Отец, с греческим подлинником и с переводом их на Славяно-русское наречие. - Второй отдел первой части назначен для обозрения Греко-римских законов, в отношении к Церкви. Затем, следующие части будут содержать в себе систематическое изложение самих прав и законов Церкви, с разделением их на общие, принадлежащие вообще всей православной Церкви, без отношения к разным местам и временам ее, и - права и законы частные, или, собственно говоря, действующие, разумея в последнем случае местные узаконения нашей отечественной Церкви. Подробнее содержание и распорядок этих частей будут означены в своих местах.
     С полным сознанием важности и трудности дела, равно и недостатков настоящего труда, труд этот предлагается на общую пользу - не более, как в виде опыта, как труд, можно сказать, еще начальный, по своему содержанию и плану. По крайней мере, надобно желать, чтобы этим трудом и самими недостатками его, вызваны были труды совершеннейшие, на таком поле, которое требует многих рук и многих трудов.