Предисловие книги: Церковное право: Краткий курс лекций: Необходимое пособие студентам при слушании лекций и для приготовления к экзаменам / Горчаков М.И., засл. проф. прот. – Изд. испр. и доп. под лич. руководством проф. – С.-Пб.: А. Ширяев, 1909. – 346 с. - репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Во введении в наш курс мы рассмотрим, что такое «Церковное право» по его существу и сообщим сведения о науке Церковного права. Предварительно же укажем основания необходимости и пользы изучения науки церковного права.
     Наука Церковного права по существу своему есть наука юридическая, так как она имеет дело с правом и соприкасается с науками политическими, юридическими и социальными. Необходимо изучение ее каждым юристом и вот по каким основаниям.
     1) Всякий из нас непременно принадлежит к какому либо вероисповедному обществу, исповедует ту или иную религию. Нет государства, в котором бы допускались лица, не исповедующие никакой религии. Даже в Северной Америке, где, как известно, жизнь религиозная основана на самых широких началах свободы, и там немыслимо, чтобы был гражданин, не исповедующий никакой религии, не принадлежащий ни к какому религиозному обществу.
      По нашему законодательству, каждый гражданин необходимо должен исповедывать какую-либо религию, быть членом какого-нибудь религиозного общества. С принадлежностью к религиозной общине связываются известные права и обязанности, знание которых необходимо для каждого члена общины и тем более для члена со специальным юридическим образованием.
     Он должен не только сам знать свои права и обязанности, а также строй общества, его отправления, круг компетенции и т.п., но должен разъяснять всем членам общества их обязанности, права, их отношение к своему и другим религиозным обществам и к государству.
     2) Религия есть одна из важнейших сторон человеческой жизни, и у отдельной личности, и в обществе, и государстве. Во всех случаях жизни, при всех условиях, она будет иметь то или другое значение в обществе и государстве. Поэтому каждое религиозное общество, существующее среди народа, и в особенности, христианская церковь, такая заметная сторона общественной организации и жизни народа и государства, что без знакомства с наукою, уясняющею жизнь именно с этой стороны, юридическое образование будет не полно и одностороннее. От юриста следует ожидать, чтобы он знал, понимал и разъяснял значение и права всякого религиозного общества, существующего и могущего существовать в государстве. Какое значение имеет та или другая церковь в государстве, в сфере юридической жизни общества, - это изучить и разъяснить и составляет одну из главнейших обязанностей юриста.
     3) Каждый юрист в теории и на практике необходимо встретится с такими частными вопросами, при разрешении которых ему необходимо иметь в виду разрешение вопросов Церковного права. Церковное право имело влияние в истории и до сих пор сохраняет его в различных сторонах юриспруденции, которые без знакомства с ними научно необъяснимы.
     4) Указанное значение Церковного права вообще, и в частности относительно понятия христианской церкви в истории и современном положении права научно не может быть выяснено без знакомства с наукой Церковного права.
     5) Церковь есть один из общественных союзов и притом весьма своеобразный. Уже по одному этому юрист и социолог не может обойти его без изучения. Кроме того, религия довольно простая и чрезвычайно важная сила, служащая к объединению людей в общество; вот почему законы возникновения и развития религиозных общений могут быть приняты во внимание при исследовании социологами и юристами других общественных союзов.
     В виду указанной важности для юридического образования изучения Церковного права оно введено в состав преподавания на всех юридических факультетах университетов Европы и Северной Америки.
     Необходимость и польза изучения Церковного права еще более выясняется, если мы посмотрим, в какой неразрывной связи находится Церковное право с другими науками.

Отношение науки Церковного права к другим наукам.

     Церковное право, имея свое самостоятельное содержание находится в определенных отношениях к наукам, стоящим в одном с ним разряде наук, именно к наукам юридическим, политическим, а также и к наукам богословским.
      С важнейшими науками этого разряда Церковное право имеет то или другое соприкосновение, те или другие общие вопросы.
     В энциклопедии права. Церковное право является как особенная наука в ряду юридических, политических и социальных наук, имеющая своим предметом своеобразный организм и своеобразное учреждение в мире. В общих понятиях о праве, законе и нравственности основные положения науки Церковного права должны быть приняты во внимание потому, что через церковь в жизнь государственную и общественную проникли новые нравственные понятия о праве; во всяком случае, нравственные понятия развиваются и хранятся в церкви. Кроме того, несомненно, что церковь так или иначе имеет громадное влияние на развитие гражданской и семейной жизни народов.
     В истории философии права христианская вера и Церковное право занимают весьма видное место по своему влиянию на развитие нравственных понятий о праве в роде человеческом. Церковное право может дать весьма многое для разъяснений существа права вообще, и едва ли философ может дойти до действительности верного понятия о существе права, не изучив Церковного права; чтобы ни говорили, а в Церковном праве есть много указаний на существо права, которые более ясны, чем те, какие даются другими отраслями юриспруденции.
     При историческом изучении русского права изучение Церковного права является необходимостью, потому что Церковное право, по существу, имело громадное значение в развитии наших понятий о праве и нравственности. Первые теоретические понятия о праве в России взяты из Церковного права и долгое время развивались под его влиянием. Поэтому, для извлечения из истории Русского права философических оснований, знакомство с Церковным правом необходимо. История русского права не может быть изучаема без знакомства с Византийским и Русским Церковным правом, так как большая часть институтов Русского права развивалась под влиянием постановлений Церковного права. В частности, законодательство о наследстве, о брачном союзе находилось под влиянием законодательства Церковного права.
     С государственным правом Церковное право имеет общий отдел об отношении государство к церкви и к правам клира, как особого класса или института в государстве.
     Государственное право с Церковным правом соприкасается в вопросах о видах собственности, так как гражданское право рассматривает и виды церковной собственности, в вопросе о брачном союзе и др.
     Для разъяснения разных институтов гражданского права нужно познакомиться с историей Церковного права, так как многие институты гражданского правка находились в ведении церкви и только впоследствии перешли в ведение государства, напр. Духовные завещания и проч.
     Уголовное право в общей части разрешает вопросы: о преступлении, о наказании, о вменяемости; те же самые вопросы с точки зрения христианской нравственности рассматривает Церковное право. Церковное право имело влияние на составление понятий о преступлении, наказании, даже на меру наказания; Церковное право внесло в наше уголовное законодательство особый вид наказания - церковное покаяние. Что касается особенной части уголовного права, то в этой своей части оно соприкасается с Церковным правом именно в рассмотрении особых видов преступлений против веры, церкви и церковного благочиния.
     Касательно судопроизводства гражданского и уголовного должно заметить, сто процесс в его историческом развитии всегда находился в тесной связи с формами суда церковного.
     Гражданский и уголовный процесс развивались под влиянием церковного права, что на Западе Европы можно заметить и до сих пор; кроме того, в судопроизводстве есть предметы, которые налагаются отчасти и в церковное право, напр., о подсудности духовенства, о значении присяги и т.п.
     Даже с полицейским правом Церковное право имеет точки соприкосновения. Так, в полицейском праве заключается учение о мерах к предотвращению преступлений, о религиозно-нравственном просвещении, о мерах общественной благотворительности; и Церковное право точно также рассматривает организации учреждений благотворительных и т.п.
     Церковное право имеет тесную связь и с римским правом. Право это в том виде, как оно изучается, собрано Юстинианом, который был в то время христианином и потому внес в Дигесты и Новеллы весьма много законов, относящихся к предметам Церковного права. Но Римское право затем изменилось в Византийское, которое и перешло к нам в виде различных памятников, получило законную силу и имело очень большое влияние на жизнь в России. Поэтому, понятно, что Римское право только тогда принесет пользу изучающему его, когда оно будет изучаться в связи с Византийским правом, а значить и с тем, что входит в содержание нашей науки.
     Между социальными науками Церковное право занимает весьма важное положение. Одною из сил, побуждавших людей организоваться в большие общества - была религия, откуда явилось религиозное общение. Стало быть, Церковное право, рассматривающее строй религиозного общения людей, может указать и действительно указывает социологии, каким образом одна из потребностей людей может служить к образованию, развитию и жизни социального организма. Кроме того, каждое существующее и вновь образующее общество непременно приходит в соприкосновении со строем церкви; все это служит основанием, почему социальная наука и общественная жизнь должны искать в церковной жизни и в Церковном праве указаний относительно вопросов социальной организации и жизни.
     Таким образом, Церковное право находится в связи с кругом юридических, политических и социальных наук. Но Церковное право имеет ту отличительную особенность, что в нем имеет особенное значение религия. Стало быть, наука Церковного права должна соприкасаться и с чисто религиозными, богословскими понятиями, рассматриваемыми в кругу богословских наук. В частности с Церковным правом входят в соприкосновение следующие богословские науки.
     Догматическое богословие дает основание для разъяснения в Церковном праве таких институтов, которые относятся к божественной стороне церкви, напр., к таинствам. Но в догматическом богословии они рассматриваются с чисто религиозной стороны, в Церковном праве со стороны права.
     Нравственное богословие, излагающее идеальное учение о христианской нравственности и представляющее те принципы нравственной жизни, на которых развивается право церкви.
     Литургия, излагающая и объясняющая церковное богослужение, дает понятие об обрядовой стороне церкви, в которой выливается иногда правовая сторона церковных установлений, входящих в состав Церковного права. Наконец, церковная история, церковная статистика и география также служат вспомогательными науками для Церковного права и, следовательно, могут содействовать иногда к разъяснению тех или других сторон Церковного правоведения.