Предисловие книги: Православное церковное право: Составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах: Перевод с сербского / Никодим, еп. далматин. Д-р богословия; Пер.: М.Г. Петрович. – С.-Пб.: В. В. Комаров, 1897. – 728 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

     Предлагаемый перевод с сербского языка ученого сочинения (имеющегося теперь и в немецком переводе) преосвященного Никодима, епископа далматинского, имя которого уже достаточно известно в богословской науке, представляет собою некоторые уклонения от подлинника, сделанные переводчиком с разрешения просвещенного автора. После 1890 года, когда было издано «Православно црквено право», богословская литература обогатилась новыми сочинениями по православному церковному праву, которые, по указанию, преосв. автора и внесены в обзор литературы в § 9, затем, после издания указанного сочинения, в некоторых поместных автокефальных церквах обнародованы новые законы, более или менее изменившие устройство поместных прав. церквей, что, в свою очередь, потребовало и некоторых изменений или дополнений к содержанию настоящего перевода. Вследствие этого параграфы, касающиеся современного устройства церквей: болгарской (§ 32) и сербской (§ 34), составлены вновь на основании новых законов - сербского от 27 апреля 1890 и нового болгарского экзархийского устава от 13 января 1895 г.; кроме болгарского экзархийского устава от 13 января 1895 г.; кроме того, на основании тех же законов сделаны нами соответствующие изменения и в других параграфах, в которых заключаются сведения, касающиеся современного устройства сербской и болгарской церквей. А в параграфе об устройстве румынской церкви (§ 35) сделаны необходимые соответствующие дополнения на основании закона 23 мая 1893 г. Во всех других частях труд преосвященного Никодима оставлен во всей его полноте и неприкосновенности.

Милан Петрович,
студент IV курса С.-Петербургской
Духовной Академии

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Литературу православного церковного права я указал в соответствующем параграфе (§ 9) этой книги и там же отметил тот факт, что до настоящего времени еще ни на одном языке не существует книги, в которой бы обстоятельно излагалось право, действующее ныне в православной церкви, т.е. в которой были бы систематически изложены законы, как обязательные для всей православной церкви, так и действующие в частных, ныне существующих церквах, имеющих свое самостоятельное управление. Недостаток такой книги заметно чувствуется повсюду и особенно ощутителен для лиц, преподающих науку православного церковного права в учебных заведениях стараясь, в границах возможного, удовлетворить этой потребности. Я и издал настоящую книгу. Как первая попытка, мой труд не лишен недостатков, главным образом, потому, что между существующими автокефальными церквами мало таких, которые имеют все положительные постановления закона кодифицированными, и в некоторых из этих церквей совершенно нет никаких печатных законов, а о канонической их практике можно судить лишь по статистическим сведениям и запискам путешественников. Приложив все знания и силы, я сделал все, что мог, и, надеюсь, мне поверят, что я не пожалел трудов. Чтобы возможно полнее и точнее представить юридические установления православной церкви. Другой, кто займется разработкою этого предмета, вероятно, напишет книгу лучше, чем моя, но я буду утешаться тем, что первый проложил путь к столь трудному и запутанному делу.
     Как изложен предмет и в какой системе, все это обстоятельно изъяснено в самой книге (§§ 5, 6 и 8). Общее мое желание было представить православное церковное право таким, как оно есть. Некоторые вопросы изложены в моей книге не согласно с общим мнением, утвердившимся в силу обычая в различных местах, касательно частных юридических отношений и установлений. Но я должен был говорить именно так, а не иначе, потому что к тому побуждали меня общие церковно-юридические источники и юридическая практика церкви того времени, когда жизнь ее представляла наилучшую гармонию и когда она управлялась исключительно по предписаниям своего Основателя и Его первых последователей. Общие церковно-юридические источники (которыми я руководился) я указывал в примечаниях, где только требовалось подтвердить сказанное мною в тексте, а также отмечал и все частные юридические источники, имевшиеся у меня под руками. Поэтому всякий легко может проверить по источникам сказанное мною в тексте и, с другой стороны, по ним можно видеть. Что в тексте я говорю только то, на что меня наводили источники.
     Я упоминаю в этой книге (стр. 28 и 29) имена четырех ученых, оказавших великие услуги науке православного церковного права, которые прекрасно и всесторонне разработали некоторые отделы этого права. Я широко воспользовался их трудами, послужившими мне большим облегчением в работе. Долг побуждает меня высказать самую горячую благодарность тем, которые своими письмами оказали мне помощь в настоящем труде и, в частности, бывшему профессору Венского университета, а ныне управляющему императорскою библиотекою в Вене, д-ру И. Чижману и профессору Московского университета д-ру А. Павлову; они познакомили меня со многими источниками современного церковного права в частных автокефальных церквах, сообщили мне свои просвещенные взгляды на некоторые церковно-юридические установления и дали свой ученый совет относительно систематизации самого предмета. Равным образом я обязан выразить благодарность профессору Казанского университета И. Бердникову, познакомившему меня с русскою церковно-юридическою литературою; патриаршему и народному секретарю И. Чиричу, разъяснившему мне многие вопросы о новейших церковных учреждениях в карловацкой митрополии; сербскому послу при оттоманском дворе С. Новаковичу и протопресвитеру сербской церкви в Константиноволе В. Иреговичу, которые познакомили меня с устройством и управлением восточных автокефальных церквей, а также и профессору Афинского университета д-ру Н. Дамаласу, оказавшему мен ту же услугу относительно церкви Греческого королевства. Этим лицам я обязан наибольшею благодарностью, потому что без их благородной помощи едва ли настоящая моя книга могла увидеть свет.

Автор
В Задре. Июнь 1890 г.