ПРЕДИСЛОВИЕ
Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряде исторических очерков судьбу церковно-правового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан не произвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь, римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, - так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, - я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно было бы ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились и иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.
Рассматривая Церковь в области права, как явление внешнего мира, как общество людей, развивающихся и усовершающихся, передающих потомству и наследующих массу исторического опыта и сумму добытых наукою права положений, я смотрю на церковные наказания, как на один из тех институтов церковного права, которые не могут замкнуться в неподвижные формы, при рассмотрении которых, притом, возникает неизбежный вопрос о границах между церковною и государственною жизнью, между положением человека в Церкви, как члена ее, и между положением человека в государстве, как гражданина его. Отсюда исторический прогресс и усовершимость внешних церковно-общественных учреждений, в тех их сторонах, которые не стоят в неразрывной связи с догматическими положениями Церкви... Отсюда, далее, неоспоримое и неизбежное сближение начал церковного права с воззрениями времени, с светским правосостоянием и, следовательно, с наукою права в обширном смысле... Отсюда же, затем, возможность и уместность научно-теоретической точки зрения на церковные наказания, в том смысле, в каком, вообще, имеет место теория в науке права, на каковую точку зрения я, действительно, и становлюсь во введении к предлагаемому труду, не оставляя, впрочем, в то же время, почвы исторической. Здесь же, наконец, я надеюсь найти оправдание и тому, что мнения и взгляды ученых, составивших себе почетное имя в науке западного церковного права, были приводимы мною от времени до времени, для выяснения тех или других сторон в учении о церковных наказаниях. Правда, между этими мнениями и взглядами встречаются такие, на которых отражаются догматические вероисповедные разности; но отсюда только вытекала бы для исследователя обязанность отмечать взгляды, носящие вероисповедный оттенок, и мнения, чуждые этого оттенка, - а от этой обязанности я не уклонялся.
Будучи далек от мысли считать мой труд свободным от недостатков, я желал бы, однако, обратить внимание читателей на те трудности, с которыми сопряжено было исследование по вопросу, имевшему продолжительную и разноместную историю, и которые для некоторых глав в особенности усложнялись решительным отсутствием, или крайнею недостаточностью подготовительных работ.
Издавая в свет мое сочинение, считаю долгом выразить мою глубокую благодарность уважаемому профессору М.И. Горчакову за те советы, указания и пособия, которыми я пользовался, благодаря его обязательности, при составлении моего труда. Не говорю уже о моей признательности Юридическому Факультету С.-Петербургского Университета за доставление мне возможности представить на суд публики настоящее сочинение.
Н.С.
25 ноября 1876 г.