Предисловие книги: Великие религии Востока: Религия Вед. Браманизм. Современный индуизм. Буддизм. Ламаизм. Джайнизм. Зороастр и его учение. Митроизм. Конфуцианство. Таоизм: Перевод с английского / Беттани, Дуглас; Пер.: Л.Б. Хавкина; Под ред. и со вступ. ст.: А.Н. Краснов, проф. – М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1899. – 489 с. – репринтная копия

ВСТУПЛЕНИЕ
 
     Предлагаемая книга имеет своею целью в сжатых очерках, принадлежащих перу различных специалистов, познакомить русского читателя с сутью главнейших религиозных учений, возникавших и доныне еще существующих у различных народов далекого Востока и юга Азии. Если Европу, и современную Европу в особенности, мы вправе считать колыбелью человеческих знаний и источников того строя жизни, который развился на почве научных сведений и технических изобретений, то Азию, по всей справедливости, можно назвать матерью религий и религиозно-философских учений, воспитавших ее многомиллионные массы известном духе и направлении. Европа и страны Запада только лишь в различных направлениях истолковывали учение Христа, жившего и проповедовавшего на том же Востоке; из Азии, между тем, кроме христианства и учения Магомета, вышел целый ряд религиозно-философских учений, вроде Веданты, джайнизма, парсизма и учения Зороастра; там зародились еще до сих пор находящие себе поклонников, даже в просвещенном европейском обществе, учения Лао Цзы, Будды, Конфуция и целый ряд новейших религиозных доктрин. Большинство учений этих было проповедано еще в то время, когда религиозно-философская мысль народов Запада дремала, и религии их находились в состоянии религий первобытных народов или лишь немного возвышались над их уровнем. Уже более чем за V веков до Р.Х. самые глубокие истины религиозной морали были посеяны в человечестве. Именно тогда на Востоке действовали Будда, Лао Цзы и Конфуций, тогда же известно уже было учение джайнов. Научные сведения того времени были слабы. То немногое, что было известно, составляло достояние избранников, но никак не толпы, к которой была обращена проповедь религиозных мыслителей и невежество которой было немного меньше, чем у малокультурных сынов природы. Идеи обращавшихся к ней проповедников формировались на почве того же народного мировоззрения, но их проповедовали люди, которые, большею частью, в уединении имели возможность вдуматься в злобы дня и которые глубже других приняли к сердцу страдания человечества, и старались вникнуть в причины их и дать рецепт для их исцеления.
     В этом и секрет возникновения религиозных учений в Азии, на ее юге и востоке. Это была первая страна, где человечество сплотилось в большие массы, где эта теснота жизни создавала и давала возможность ежедневно видеть картины человеческого несчастья, проистекавшего от дурных сторон человеческой натуры, непонимания друг друга, эгоизма и самых условий совместной жизни. Но вместе с тем эта же скученность, создавши большую культуру, давала возможность, хотя единицам, не думая о завтрашнем дне, посвящать свое время мышлению и обсуждению прочих вещей.
     Здесь была первая работа обобщающей мысли, первая попытка направить обобщения своих наблюдений на пользу человечества. И работа эта, доступная умам выдающимся, благоговейно воспринималась массами; последние чувствовали превосходство мысли своих вероучителей над своею собственной, восхищались ею, следовали за нею, но не будучи в состоянии или по недостатку времени, или по ограниченности своей, проверить ее, принимали ее на слово и, веря в авторитет проповедника, боготворя его, создавали из проповедей его свою новую веру.
 
Проф. А. Краснов