Предисловие книги: История русских мистических и рационалистических сект / Маргаритов С., магистр богословия – 4-е изд., испр. и доп. – Симферополь: Таврич. губ. тип., 1914. – 255 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию
     1-е издание своего сочинения мы предназначали главным образом для учащихся в духовных семинариях, почему изложение истории и вероучения сект было сделано весьма кратко. Теперь же, как потому, что в последнее время накопилась масса новых сведений по сектантству, так и с целью издать такое сочинение, которое могло бы служить не только руководством для учащихся, но и пособием для лиц, имеющих дело с сектантами, мы значительно увеличили объем сведений по сектантству. Кому приходится иметь дело с сектантами (главным образом пастырям Церкви), тем необходимо ясно и точно различать секты, необходимо знать дух разных сект и то, какой вред они могут приносить и приносят как Церкви, так и русскому государству. Для таких лиц, надеемся, наша книга будет не бесполезна. С удобством могут пользоваться нашим сочинением и учащиеся в духовных семинариях, так как преподавателям вполне возможно сократить те сведения, какие они находят излишними для учащихся в известной местности. Но возможно, что в некоторых семинариях (особенно на юге России) нужны будут именно те подробные иногда сведения, какие сообщаются нами.
     В 1-ом издании мы не указывали литературы предмета. Теперь же эта литература указывается нами довольно подробно, так что, желающий всесторонне познакомиться с известною сектою, может обратиться к тем книгам и статьям, которые указываются в нашем сочинении.
     Думаем, что как для лиц, интересующихся делом о сектантстве, так и для учащихся не бесполезно знать о причинах появления и распространения у нас рационалистических и мистических сект. Вот почему мы и ввели в настоящее издание сочинения отдел об этих причинах, чего не было в 1-ом издании.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ к третьему изданию
     В настоящем издании книги, в сравнении со вторым изданием, сделаны некоторые исправления и довольно значительные дополнения, особенно в главе о рационалистических сектах, в виду появления в печати новых сведений о многих сектах. Особенность настоящего издания состоит также в том, что во 2-ом издании в I-й главе помещены были сведения о рационалистических сектах, а во II-й - мистических; ныне же признано мною более удобным сначала сообщить сведения о мистических сектах, а потом уже о рационалистических, ибо старейшая мистическая секта хлыстов появилась ранее первой из ныне существующих  рационалистических сект, именно ранее духоборчества.
     Так как нынешнее издание книги в большей своей части есть перепечатка второго издания, то считаю не лишним указать, что отзыв о 2-ом издании книги был напечатан в 4-ом номере «Церковных Ведомостей» за 1903 год. Отзыв этот был дан рецензентом официально для Учебного Комитета при Св. Синоде, согласно каковому отзыву книга и была удостоена половиной премии митрополита Макария. Отзыв привожу здесь полностью:
     «Г. Маргаритов, - пишет рецензент, - в бытность преподавателем учения о русском расколе и сектантстве в Кишиневской духовной семинарии, составил и издал книжку по истории русских сект (Кишинев, 1894 г., 74 стр.). Так как это был только краткий и беглый обзор истории сект, по признанию самого автора, «пригодный только для учащихся в духовных семинариях», а он хотел бы своим трудом помочь и всем, кому приходится иметь дело с сектантами; то он книжку свою пересмотрел. Иное в ней исправил, многое дополнил, снабдил библиографическим указателем «источников и пособий» по русскому сектантству, книга вышла, представляющая собою, если не ученое исследование, то во всяком случае довольно обширное (191 стр.), в строгой системе изложенное сочинение.
     «После краткого «предисловия», в котором, между прочим, указано и отличие этого «второго издания» книги от первого ее издания, названная книга, соответственно самому ее заглавию, разделяется на две «главы». В первой (стр. 2-122) говорится о сектах рационалистических, а во второй (стр. 123-191) - о сектах мистических. Рационалистические секты, в свою очередь, разделяются на секты «старые», т.е. давно уже (в XVII столетии) получившие свое начало, каковы духоборство и молоканство, и секты «новые», появившиеся только во вторую половину прошлого столетия: пашковщина, штундизм и толстовшина. Мистических сект только две и обе давние: хлыстовство и скопчество. Почти все эти секты подразделяются еще на частные «толки», которым тоже дано место в книге.
     Оба отдела первой главы, равно как и вторая глава, начинаются одинаково и, прибавим, совершенно естественно, указанием «причин появления и распространения сект». Причины указаны правильные, действительно имевшие в свое время влияние на появление той или иной секты. Автор, видимо, много вдумывался в строй внутренней жизни русского общества и находил в нем элементы, могущие вызвать и на самом деле вызвавшие появление разного сектантства. Причина появления новых рационалистических сект подмечены автором зорко, схвачены в жизни верно и выражены  ясно и точно (стр. 62-66). Не вполне удовлетворительным кажется только объяснение появления «хлыстовства». Указанными автором причинами объясняется не столько возникновение хлыстовства, сколько его распространение (С этим мнением рецензента я не мог согласиться, а потому оставил без изменения небольшой отдел о «причинах появления и распространения мистических сект». Автор).
     Метод и порядок изложения истории один и тот же для каждой секты. Сначала излагается внешняя история секты, со стороны ее появления до самого последнего времени, а затем уже описывается секта по существу ее «учения». Во внешней истории, прежде всего, называются и, насколько возможно, характеризуются вчинители и организаторы сект и ближайшие их помощники и продолжатели: где секта возникла, где и кем она по преимуществу была распространяема и где гнездится в настоящее время. При этом автор не забывает сказать и об условиях, содействовавших успехам сектантства, а равно и мерах, какие были принимаемы к подавлению сект, и о результатах этих мер.
     Излишними подробностями, при изложении внешней истории сект, автор не утомляет, и сообщаемое им читается с интересом и может быть усвояемо без особого труда для памяти. То же следует сказать и об изложении следующего за историей учения каждой секты. Оно обыкновенно начинается с «вероучения», а затем, по общепринятому порядку, излагается все, что можно и должно сказать о каждой секте относительно всех пунктов учения, богослужения, управления и нравственной жизни сектантов. При этом автор недопустительно отмечает и отношение всех сектантов к православной Церкви и к русскому гражданскому правительству, чем и дает возможность верного и твердого основания для суждения о большей или меньшей зловредности каждой секты. Многоречия и разглагольствования автор всячески избегает: о каждой секте он говорит только главное и существенное - именно то, что характеризует секту и отличает ее от других сект. Если в какой-либо секте бывали какие-либо отступления от основного ее учения, то автор отмечает и эти отступления: в чем именно они состояли, и кто и где высказывал их и тем полагал начало новым «толкам», составившим новые секты, по обычаю, одна другой враждебные. В книге отмечены и охарактеризованы мелкие секты, образовавшиеся из молоканства (стр. 44-63), штундизма (стр. 93-102), хлыстовства (стр. 186-190) и, отчасти, скопчества («Новоскопчество» - стр. 163-164). Книга закончена «Общим заключением о сектах» (стр. 190-191). В этом «заключении» автор кратко, но ясно и определенно охарактеризовал всех русских сектантов по степени отношения их к христианским началам вообще, и к православной Церкви и русскому государству в частности. Из этой характеристики можно ясно видеть, какие секты более, а какие менее вредны и для православной Церкви, и для русского государства вместе, или только для одной Церкви.
     «Сочинение составлено по имеющимся в печати специальным исследованиям о разных сектах и по статьям, во множестве рассеянным в разных периодических изданиях. Все эти сочинения и статьи автором и перечислены, под чертою, пред началом речи о каждой секте порознь, под заглавием: «Источники и пособия». Есть в книге, тоже под чертою, немало и довольно ценных «примечаний», дополняющих и уясняющих сказанное в тексте книги.
     «В рассмотренной книге г. Маргаритова сообщены сведения о наших сектах достаточно точные и совершенно правильные. За неимением учебника по сему предмету, эта книга могла бы быть даже и учебным руководством, разумеется, с надлежащими ее сокращениями, каковые делать в ней очень удобно».
 
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
 
     Издание своей книги мы считаем особенно благовременным в настоящий момент, когда немецкая нация обнаружила свои планы по отношению к русскому государству. В прежние времена для русских был опасен католицизм с его иезуитизмом. Конечно, он и ныне опасен в западной части России. Но в других местах нашего отечества уже давно надо считать более опасным для православия другого врага, именно - новые русские рационалистические секты, составляющие порождение протестантства. Читатель, любящий русское государство, достигшее могущества при поддержке православной Церкви, легко поймет, какой вред может быть нанесен государству и Церкви пашковщиной, задавшейся целью произвести полное реформирование русской православной Церкви в сектантском духе. Но еще более поймет читатель, какую опасность представляют для нашего государства православной Церкви штундо-баптисты и адвентисты, всецело проникнутые немецким духом, находящиеся в тесном союзе с германскими немцами и получающие руководящие указания от заграничных немцев. Штундо-баптизм и адвентизм надо признать авангардом немецкой национальности, который вместе с живущими в России немцами содействует не только насаждению у нас сектантских плевел протестантского характера, но и постепенному онемечению русских, живущих в немецких колониях и подпавших под влияние этих сект. Смеем думать, что книга наша будет содействовать просветлению взгляда многих интеллигентных людей на новые русские рационалистические секты.