Предисловие книги: Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия / Аллар П. – С.-Пб.: Синод. тип., 1898. – 305 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     Эта книга обнимает собою четыре века, которые проходят с того дня, когда христианство появилось в первый раз в Римской империи, до того времени, когда оно сделалось в ней единственною, признаваемою законом, религиею. В течение трехсот лет оно защищает себя против язычества, поддерживаемого императорской властью; в продолжение ста лет оно пользуется тою же силою для ниспровержения идолопоклонства. Здесь, за два неравные периода времени, происходит полная перемена положения, с тем, впрочем, различием, что христианство было преследуемо до пролития крови включительно, а язычество исчезло частью вследствие убеждения, частью по силе законов, при чем его приверженцы не подвергались гонениям и обидам.
     Читатели поймут, что эта книга, при очень ограниченных размерах, не пытается изложить такую пространную историю. Для этого понадобилось бы несколько томов: я недавно посвятил пять книг гонениям, которым подвергались христиане; а много лет назад, герцог де-Брольи (le duc de Broglie) издал шесть томов ученого исследования об отношениях Церкви и государства в четвертом веке. Следующие за этим страницы могут иметь целью только представить, насколько возможно - точно, те результаты, какие считаются окончательно добытыми историческою наукою относительно этих обоих предметов. Это сочинение не освобождает интересующегося подробностями читателя от справок по первоначальным подлинным документам и от изучения тех трудов, в которых историки пытались изобразить полную картину на основании названных документов. Но эта книга может служить или как подготовка для первоначального изучения вопросов, которыми она занимается, или как краткое изложение всех предшествовавших работ, какие были посвящены этим вопросам.
     Я старался не опускать ничего существенного и придавать надлежащее освещение важнейшим событиям. Не имею притязания утверждать, что я прочел все, так как литература этого предмета чрезвычайно обширна. Но я надеюсь, что не преминул ознакомиться с каждым из источников, которые имеют, действительно, право считаться источниками. Это - прежде всего - первоначальные источники, которых ничто не может заменить: древние историки, панегиристы, риторы; отцы Церкви; жизнеописания святых, мученические акты; собрания законов; собрания надписей; постановления соборов. Затем следуют производные источники, т.е. новые писатели, которые разрабатывали, со знанием дела, какие-либо части исследуемого здесь предмета. Не желая умножать число и размеры примечаний, я не мог помещать все эти источники внизу страницы: библиографический указатель, приложенный в конце сочинения, перечисляет главнейшие, и знающий читатель легко увидит, что важнейшие, по крайней мере, были мною рассмотрены, и сущность их содержания вошла в мою книгу.
     Читатель признает также, я надеюсь, что в этой книге (написанной христианином) свет и тени распределены без ненависти и снисходительности, и что ни одна страница не удаляется ни в какую сторону от самого строгого исторического беспристрастия. Автор не старался навязывать, или даже окончательно высказывать те выводы, какие были в его мыслях. Если апологетика имеет право опираться на историю, где она иногда находит для себя самое твердое основание, то история не должна быть апологиею. Должно говорить об одних фактах; если из них следуют заключения, - читатель может выводить их сам.