Предисловие книги: Иерусалимский синедрион: Историко-археологическое исследование / Арфаксадов Ф. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1903. – 263 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Вавилонским пленом весь политический строй древней Иудеи был снесен до основания; все учреждения - религиозные, государственные и общественные были уничтожены; правители и управляемые, аристократы и простой народ - все смешалось под одним общим названием пленника.
     Но эти тяжелые годы плена миновали. Иудеи получили позволение возвратиться на родину, восстановить Иерусалим и построить храм.
     При устройстве новой общины потребовались мероприятия, упорядочивающие ее жизнь, потребовались учреждения, устанавливаемые нормы взаимных отношений отдельных членов общины. Еще Ездрой были учреждены в каждом городе суды, составляющие насущную потребность каждого государства. Таким образом, им были положены основы политического строя, который постепенно креп и развивался.
     Мало помалу те суды, которые он учредил, получают определенную норму во внутреннем устройстве, порядке судопроизводства и пр. Впоследствии они, в виду коллегиального устройства, стали называться синедрионами, словом, заимствованным из греческого языка.
     Внешняя власть в Иудее, пока живы были Ездра и Неемия, принадлежала им; они были верховными правителями, посредниками между своим народом и персидским правительством и первыми установителями общественного строя. В основу последнего ими был положен закон Моисеев, долженствующий определить собою всю внешнюю и внутреннюю жизнь еврея. Храм опять сделался не только религиозным, но и политическим центром. Очень естественно, поэтому, что после смерти Ездры и Неемии власть перешла в руки первосвященника. Но вот во второй половине последнего периода рядом с первосвященником мы видим другого носителя власти - Верховный Совет, который вместе с ним стоит во главе государства. Этот Совет, с высшею административною и судебною властью, встречается в первый раз на страницах истории во время правления Гиркана II с именем _____; в европейских книгах он назывался преимущественно _____ - Великий Синедрион, также _____- Дом великого суда, или просто _____- Дом суда.
     Сохранившиеся сведения о нем представляют его учреждением, имевшим громадное значение в истории Иудеи. Вся жизнь народа была тесно связана с этим верховным сенатом. Как высшее правительственное учреждение, оно, в лучшие времена своего существования, давало направление политической жизни. Присвоив же себе законодательную власть, оно положило начало созданию того права, которое впоследствии заменило для евреев закон Моисея. Кроме того, Иерусалимский Синедрион имел важное значение в истории христианства, его первых дней жизни. Синедрион следил за появлением всякой новой секты, нового учения в Иудее. И положение христианства и христиан было определено именно Синедрионом.
     Но, к сожалению, исторические сведения о Синедрионе крайне скудны и притом противоречат друг другу.
     Единственно достоверный источник - исторические книги Нового Завета, правда, нередко упоминают о Синедрионе, но их сообщения всегда кратки; они говорят о Синедрионе не для того, чтобы дать нам более или менее полное представление о нем, а только потому, что Синедрион судил Иисуса Христа и апостолов. Поэтому в Евангелиях и книге Деяний апостольских мы не найдем ответа на множество вопросов, возникающих относительно Синедриона.
     Другим источником сведений о Синедрионе являются сочинения Иосифа Флавия. Мы не вправе от них ожидать большего, чем от книг Нового Завета. Его «Древности иудейские» и «История иудейской войны» имеют своим содержанием гражданскую жизнь еврейского народа, где Синедрион имел важное значение. Сочинения Флавия содержат описание сражений, династических переворотов, интриг в правящих кругах и т.п. Духовной жизни народа он касается лишь мимоходом. Изображая послепленный период жизни иудейского народа, историк мало говорит о том, что важнее всего, что обусловило именно такой, а не иной ход событий, что создавало народный характер. Мы находим у него слишком скудные сведения о синагогах, иудейских сектах и Великом Синедрионе; между тем от них-то и зависело направление народной жизни; они-то и создавали историю.
     В виду этого книги Нового Завета и сочинения Иосифа Флавия не могут быть признаны достаточными для получения полного представления о Синедрионе.
     Необходимо обратиться к источнику, который давал бы более полные сведения о Синедрионе. Таковым является Талмуд, в 4-й части которого находится трактат, специально посвященный Синедриону. В нем содержатся сведения о происхождении Синедриона, его состав, о правах его и т.п. Этот источник самый полный в ряду других, так что некоторые из древних ученых исключительно на нем основывали свои представления о верховном еврейском судилище. Однако и в Талмуде многого недостает. Не говоря уже о том, что здесь нет истории Синедриона, сведения о круге его деятельности, о составе членов и проч. крайне скудны.
     Изучая источники для ознакомления с Синедрионом, встречаемся и с другим затруднением. Если мы сравним показания Талмуда о Синедрионе с теми данными, которые мы находим в новозаветных книгах и у Иосифа Флавия, то нередко найдем между первым и последними коренные противоречия и поэтому приходится обратить внимание на степень исторической достоверности источников. Нет нужды распространяться об исторической достоверности книг Нового Завета. Что касается сочинений И. Флавия, то они не всегда выдерживают критику. Но при сравнении их с Талмудом оказывается, что они по своей достоверности, далеко превосходят последний.