Предисловие книги: Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях: Исторический очерк / Соколов И.И., проф. – Петроград: Тип. М. Меркушева, 1916. – 372 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях, служащее предметом настоящего сочинения, рассматривается в значении целой группы актов, входивших в состав сложного избирательного процесса, начиная от времени отречения правящего патриарха от власти, или фактического вдовства александрийского патриаршего престола и оканчивая вступлением вновь избранного патриарха в каноническое общение с прочими автокефальными церквами православного Востока посредством мирных посланий.
     Отречение правящего александрийского патриарха от престола и указание своего диадоха или преемника, приготовление в Египте к избранию нового патриарха соборным порядком - при участии духовенства и мирян и составные акты этого порядка в их последовательном развитии и осуществлении, перенесение, в зависимости от исторических обстоятельств, избирательного процесса из Египта в Константинополь и предварительное обращение к Великой Христовой церкви со стороны духовенства и народа Александрийской церкви с просьбами о содействии в избрании патриарха и о покровительстве, сношении вселенской патриархии то с христианами Александрийской церкви, то с патриархами Востока относительно избрания нового предстоятеля Александрийской церкви, совершение избрания в Константинополе при участии вселенского патриарха и священного при нем синода, а иногда и при содействии патриархов антиохийского и иерусалимского, вступление вновь избранного патриарха в общение со своею паствою, его хиротония и исповедание веры, интронизация и представление гражданскому правительству, султанский берат новому патриарху и его содержание, мирные грамоты александрийского патриарха к прочим патриархам и предстоятелям православных церквей Востока - вот те отдельные акты, которые входили в состав сложного патриаршего избирательного процесса и служат предметом нашего исторического очерка по руководству официальных документов и дополнительных исторических материалов, отчасти рукописных.
     А на ряду с этими вопросами здесь рассматриваются уставы об избрании александрийских патриархов, регламентировавшие в последнее время этот сложный процесс, анализируется в своем содержании и историческом применении «непоколебимая, древняя и священная прономия» Александрийской церкви в избрании патриархов, совмещавшая участие в этом деле со стороны как духовенства, так и народа, подробно обозреваются исторические отклонения от этой прономии, бывшие в течение XVIII и XIX веков, и те движения и волнения в недрах Александрийской церкви, которые возникали здесь на почве и в связи с избранием новых ее представителей.
     Рассмотрение избрания патриархов в пределах указного периода дало нам возможность с точностью установить хронологические даты в отношении ко многим из них, отметить связь позднейшей избирательной в Александрии практики с более раннею, восходившую к византийскому периоду, сообщить данные относительно епархий александрийского престола, титула патриархов и иных подробностей в общем состоянии Александрийской церкви в XVIII и XIX веках. Наконец, вопрос об избрании александрийских патриархов дает много поводов говорить о взаимных отношениях Александрийской и Константинопольской церквей, так как многие александрийские патриархи были избраны в Константинополе, при участии вселенских патриархов и священного при них синода.
     В церковно-исторической литературе, в связи с фактами избрания александрийских патриархов в Константинополе, высказывался соблазнительный взгляд о так называемом «папизме» вселенских патриархов в отношении к патриархам не только Александрии, но и Иерусалима и Антиохии. Такой взгляд прививался с тем большею легкостью и приемлемостью, что до настоящего времени ни в одном научном сочинении, относящемся к истории Александрийской церкви, не были подвергнуты изучению и анализу опубликованные документы о взаимных отношениях Константинополя и Александрии по поводу избрания первоиерархов александрийского престола в XVIII и XIX веках. Произведенный же в нашем сочинении анализ официальных грамот, изданных патриархами Александрии и Константинополя в связи с избранием александрийских патриархов, привел нас к бесспорному научному выводу, что о так называемом «папизме» или «папистическом иерократизме» константинопольских патриархов и речи быть не может, а отношения предстоятелей Константинопольской церкви к александрийскому патриаршему престолу были по существу и в действительности проникнуты не властолюбивыми и разрушительными папистическими притязаниями, а началами любви и братства, мотивами защиты и покровительства, стремлением оказать содействие в нужде, потянуть руку братской помощи, о которой непрестанно и настойчиво просили сами христиане Александрийской церкви, находившейся в тех или иных затруднениях и не имевшей возможности собственными силами и средствами выйти из угнетавших ее бедствий. И центральный мотив, господствующая тенденция участия вселенской патриархии в избрании александрийских патриархов заключались именно в материнской попечительности и помощи, а вовсе не в стремлении, как иногда утверждается, лишить александрийский престол автокефального достоинства и подчинить его власти вселенского патриарха, этого мнимого «папы для всего православного Востока». Напротив, александрийский патриарший престол, испытавший в прошлом весьма много бедствий от угнетавшего его (с VII в.) мусульманского ига, сохранил свое существование до настоящего времени и автокефальное достоинство и при содействии и помощи Великой Христовой церкви. В частности, избрание александрийских патриархов, прошедшее в течение веков чрез многотрудный путь различных осложнений, завершился, наконец, восстановлением его порядка в соответствии с древнею и священною прономией автокефальной Александрийской церкви, причем этот завершительный момент состоялся при александрийском патриархе Софронии IV (1870-1899), который, как раньше занимавший константинопольский патриарший престол (1863-1866), вполне и выразил в своей патриаршей деятельности в Египте дух миролюбия, братства и взаимопомощи, характеризовавший и прежнее - за немногими фактическими исключениями - участие Константинопольской церкви в избрании александрийских патриархов.
     Историческим материалом для нашего очерка послужили преимущественно официальные документы, недавно опубликованные в различных греческих сборниках и журналах, а также и вновь изданные нами в сборнике «_____», составляющем «Приложения» к настоящему сочинению. В виду высокой научной важности этих памятников и в интересах методологической стороны нашей работы, мы предлагаем многие из них - по возможности - в близком к их подлиннику изложении, а иногда и в переводе: тщательное изучение источников вопроса есть вернейший путь к научно-объективному его исследованию. Наконец, во введении к нашим «_____» предложен обзор содержания каждого из XLVIII-и, помещенных здесь документов.
     История православной Александрийской церкви разработана в научном отношении весьма мало - как в русской, так и в иностранной, в частности, греческой литературе. Наша цель будет достигнута, если предлагаемый труд, посвященный одному из существенных предметов в прошлой весьма интересной судьбе православного патриархата в Египте, внесет некоторый свет в недостаточно изученную церковно-историческую область и пойдет навстречу одной из живых и неотложных потребностей высокой научной ценности.

Соколов