Предисловие книги: История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1 / Плотников В. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. – 286 с. – репринтная копия

     История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности должна выяснить, как интеллектуальная культура античного мира своим содержанием и своими формами отражалась на ходе умственного развития христианских народов. В различные исторические эпохи христиане имели не одинаковые взгляды на древнюю греко-римскую образованность и сообразно с этими взглядами становились к ней в такое или иное отношение. С другой стороны, древняя языческая образованность так или иначе влияла на ход и характер высшей умственной деятельности христиан, на их литературу, науку и общественное образование. С этих двух сторон преимущественно и должна быть в предлежащем исследовании прослежена история христианского просвещения. По различному характеру и направлению, какие в разное время принимал ход развития христианского просвещения, историю его можно разделить на три большие отдела. Первый отдел простирается от начала христианства до средних веков. Конец его совпадает со временем окончательного падения греко-римского язычества. Второй отдел обнимает время от начала средних веков до эпохи Возрождения наук и искусств. Этот период называется византийским по отношению к восточному, греческому, просвещению и – схоластическим по отношению к просвещению западному, латинскому. Начало византийского периода образованности не совпадает с началом периода схоластики на западе. Первый начинается от Юстиниана, декрет которого о закрытии последних языческих школ, изданный в 529 году, представляет видимое завершение упадка древнего языческого образования и начало византийского или средневекового греческого просвещения. Период схоластики начинается с IX-го века, хотя первые следы схоластического направления можно находить и у писателей предшествовавшего переходного времени. Конец византийского периода, точно обозначаемый годом падения Константинополя (1453), не совпадает с началом эпохи Возрождения, первые представители которой относятся еще к XIV веку. Третий отдел простирается от начала эпохи Возрождения до настоящего времени.
     Первые пять веков христианской эры распадаются на два периода, гранью между которыми служит торжество христианства в царствование Константина Великого. До Константина Великого церковь находилась под гнетом языческого правительства и претерпевала целый ряд гонений. С Константина Великого для церкви начинается время свободного развития ее учреждений и раскрытия ее учений под покровительством светской власти.
     Когда явилось христианство, оно пришло в соприкосновение с одной стороны с иудейством, с другой - с греко-римским языческим миром. Так как иудейство имело большое влияние на христианских писателей первых веков, то необходимо прежде всего выяснить, в каких отношениях оно находилось к античной образованности.