Предисловие книги: Протестантство в России: (Из лекций по церковному праву) / Буткевич Т.И., проф.-прот. – Харьков: Епарх. тип., 1913. – 240 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     1. Краткие исторические сведения. Протестантские идеи стали проникать в Россию почти одновременно с распространением их в Европе, в германских государствах. В Древней Руси их первоначально пропагандировали главным образом гамбургские и кингсбергские купцы, торговавшие в Новгороде и находившиеся в постоянных и оживленных сношениях с новгородцами. Впрочем, скоро, еще при жизни Лютера, не замедлили появиться у нас и притом в самой Москве и протестантские общины, правильно организованные. Лютер умер 18 февраля 1546 года; а уже в последние годы княжения Василия Ивановича (1524-1533) в Москву прибыли многие «люторы», как называли в допетровской Руси его последователей - в лице «дохтуров гораздых», «барберов» или цирюльников, пускавших больным кровь, «пушкарников», «художников», «искателей злату и серебру», «мастеров хитрых», «изуграфов, в науке наученных» - было вызвано в Россию царем Иваном Васильевичем Грозным. Они явились в Москву и были поселены на Варварке вместе со своими семействами, прислугою, помощниками и подмастерьями. Кроме Москвы в это время немцы-протестанты жили уже общинами и в других русских городах: Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде, Твери, Казани и Архангельске.
     В царствование сына Грозного, Федора Иоанновича, 5000 немцев уже служили в русских войсках. Борис Годунов не только вызвал в Россию множество немецких ремесленников и техников, но и оказывал особенное покровительство протестантам, бежавшим в наши пределы из разных западноевропейских государств по причине тогдашних религиозных войн и жестокого преследования, как лютеран, так и реформатов.
     В царствование Михаила Федоровича протестантские общины существовали уже в Серпухове, Ярославле, Вологде и Холмогорах, а в самой Москве проживало более тысячи немецких семейств. Алексей Михайлович не менее своих предшественников покровительствовал немецким переселенцам, наплыв которых особенно усилился после злосчастной тридцатилетней войны на Западе.
     В царствование Федора Алексеевича и в правление царевны Софии Алексеевны немцы в России по-прежнему продолжали пользоваться различными льготами, покровительством, почетом и доверием: 38 полков пехоты и 25 полков рейтарских находились под командою исключительно немецких военачальников.
     О том, как широко были раскрыты для иностранцев двери в Россию при Петре Великом и какое покровительство оказывал немецким протестантам этот первый русский император, не благоволивший, как известно, к католикам, - нечего, конечно, и говорить. В этом отношении Петр далеко оставил за собою всех своих предшественников, не исключая и Годунова.
     При ближайших преемниках Петра общественное положение немецких протестантов в России ничуть не ухудшилось. При Анне Иоанновне Россия была сдана почти в аренду немцам: Бирон и его сподвижники бесконтрольно распоряжались во всей России и управляли ее жизнию, не исключая и Православной церкви. Петр III царствовал по указанию своих немецких руководителей. Екатерина Великая отвела немецким колонистам обширные степи Новороссии и саратовского края… На императоров Павла I, Александра I, Николая I и Александра II немцы не могут жаловаться.
     Отличаясь вообще редкою веротерпимостью, русское правительство, начиная уже со времен Василия Ивановича и его сына Иоанна Грозного, всегда предоставляло поселившимся в России протестантам право свободно исповедовать свою веру и беспрепятственно совершать свои богослужения. Правда, в первое время ни в Москве, ни в других русских городах протестантам не дозволяли строить отдельных кирок и особых молитвенных домов. Но это продолжалось немного лет. Уже в 1575 году царь Иван Васильевич Грозный позволил немецким протестантам построить особую кирку. Император Петр I не только охотно разрешал протестантам строить в Москве и Петербурге различные кирки, но и оказывал им на этот предмет щедрое пособие из государственной казны, не отличавшейся в то время особым излишеством, клал при их построении первый камень, присутствовал при их освящении, а иногда даже и сам пел в них лютеранские гимны и псалмы. Не стесняло русское правительство немцев в построении кирок и в других городах России, кроме Москвы и Петербурга. Уже Иоанн Грозный предоставил право всем немецким пасторам разъезжать с евангелическою проповедью по всей тогдашней России и повсюду устраивать по своему усмотрению протестантские общины или приходы.
     У нас, в России, с самого начала своего появления, протестантские общины получили устройство, аналогичное с тем, каким отличались и протестантские общины, из которых вышли наши колонисты; преимущественно же образцами для них служили приходы Остзейского края.
     Действующие ныне в России законы «управления духовных ел христиан протестантского исповедания» (Св. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ст. 252-1108) были изданы первоначально 28 декабря 1832 года. Образцами для них послужили главным образом прусские церковные законы. Законами Российской Империи протестантам не только предоставлена полная свобода исповедания их веры и совершения их богослужений (св. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ст. 1 и 2), но и тщательно охраняются как чистота, так и неповрежденность их вероучения.