Предисловие книги: Идолопоклонство у древних евреев / Пальмов М., преп. Нижегор. духов. семинарии. – С.-Пб.: Скоропеч. и лит. И.Ф. Пухира, 1897. – 446 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     При рассмотрении различных фазисов еврейского идолопоклонства и многих фактов еврейского увлечения язычеством они, по большей части, упускают из внимания ход исторических событий, во многих сомнительных случаях имеющий решающее значение. Подобное отношение к библейским примеркам веры и неверия есть явление не древнейших только времен, но и позднейших. С распространением позитивизма и развитием критического направления в понимании различных вопросов веры оно с особенным напряжением стало заявлять о себе. Чрез переводы из западной литературы оно проникло и к нам, в Россию. Правда, в области библейской науки и науки вообще такое критическое направление не имеет под собой твердой почвы и не может рассчитывать на блестящую будущность, тем не менее, как наличный факт, пользующийся известностью, оно заслуживает справедливой оценки. Вследствие этого настоящее сочинение имеет быть ограничено не изложением только борьбы веры с неверием с положительной стороны. Оно имеет в виду пролить и некоторый свет на общий дух и характер библейских верований. В этом случае оно будет преследовать апологетическую цель. Само собою разумеется, на всестороннее раскрытие общего вопроса, касающегося религиозной жизни древних евреев во всех ее фазисах, оно не может претендовать, особенно ввиду того, что положительная сторона еврейской религии довольно полно раскрыта в сочинении преосв. Хрисанфа: «Религии древнего мира в их отношении к христианству» (СПб., т. III, 1878).
     По замечанию известного физиолога Сент-Илера, «в физиологии и по аномалиям можно изучить законы органической жизни». Это приложимо и к другим областям знания, где истина также познается по ее оборотной стороне. По аналогии можно сказать, что и чрез рассмотрение различных фактов еврейского идолопоклонства как уклонения от нормы первоначальной откровенной религии, можно лучше уяснить и нагляднее представить себе последнюю. Среди многих искажений истинной религии часто рельефно выступают черты истинного богопознания, хотя и прикрытого тенью язычества, наподобие того, как на темном фоне с особенною рельефностью выступают светлые точки. Не подлежит сомнению, что в связи с фактом развития еврейского идолопоклонства, против которого со всею силою вооружались ревнители истинного благочестия и откровенной религии. Всегда шло развитие и уяснение последней. Всякое уклонение еврейского народа от нормы истинной религии в тот или другой период необходимо производило долю своего влияния на всю историю религии этого народа и сопровождалось общим понижением его религиозного духа и наоборот, исправление этих уклонений и направление в сторону иеговизма влекло за собою быстрый подъем религиозного народного духа. Отсюда уяснение болезненной стороны религиозного сознания древних евреев, выразившейся в факте идолопоклонства, способно оказать услугу разъяснению вообще внутреннего смысла религиозной истории еврейского народа. В этом заключается научно-исторический интерес рассмотрения факта еврейского идолопоклонства, представляющего одно из мрачных явлений внутренней духовной жизни еврейского народа.
     Кроме чисто исторического и богословского интереса, рассмотрение факта еврейского идолопоклонства представляет и современно-научный интерес, имеющий свое объяснение в явлениях научно-литературной жизни настоящего времени. Вторая половина текущего столетия ознаменована богатыми открытиями в области египтологии и ассириологии, как двух частей всемирной истории, имеющих своим предметом египетские и ассиро-вавилонские древности. Эти две отрасли знания, несмотря на недавнее свое происхождение, настолько развились и обогатились содержанием и разработкой материала, что по справедливости могут быть названы особыми науками, имеющими особую литературу и требующими специальных знаний. Возбуждая интерес своею новизною, результаты этих наук послужили основанием сильного оживления библейско-исторической науки как на западе Европы и в Новом Свете, так и в нашем отечестве. В появлении множества специальных и общих исследований по предметам экзегетики, археологии, филологии, исагогики и других отделов библейского научного знания, между прочим, можно видеть высокое значение названных наук. Последние (египтология и ассириология) приобретают еще особенную ценность вследствие того, что дают возможность понять историю жизни древних народов в их отношении к еврейскому, носителю откровенных идей. Касаясь культуры, литературы, языка и истории религии семитических и хамитических народов и чрез то давая существенные средства для уяснения истории развития внутренней жизни этих народов, короче: имея чисто исторический интерес, найденные на забытом пепелище исторической жизни древних народов памятники. Служащие предметом означенных наук, имеют чрезвычайно важно значение и для уяснения религиозной жизни древних евреев, так как последние в лице своих предков в Халдее имели свою колыбель, а в Египте продолжительное пребывание в качестве пришельцев. Предлагая сведения из древней эпохи, которая совпадает с первоначальною историею Израиля, все эти памятники вместе с тем дают прекрасное средство для сравнения библейских данных с сообщаемыми в них известиями и при их согласии друг с другом могут пролить яркий свет на мрачный факт еврейского идолопоклонства. Сопоставить эти известия с библейскими и тем подтвердить подлинность и историческую их достоверность является делом вполне своевременным. Это даст возможность более или менее беспристрастно, с объективной точки зрения подвергнуть уяснению вопрос о факт еврейского идолопоклонства, не раскрытый еще в нашей библейско-исторической литературе.
     Последним замечанием имеется в виду указать не на то, что вопрос о факте еврейского идолопоклонства, сам по себе, есть новый вопрос для нашей библейско-исторической литературы. Напротив, если какой, то именно этот вопрос имеет свою историю. С ним можно встретиться в каждом сочинении, касающемся как религиозной жизни еврейского народа, так и гражданской, так как в период ветхозаветной теократии всякое политическое и общественное неустройство среди евреев являлось лишь следствием нарушения верности Иегове, как истинному Бога; а потому идолопоклонство как уклонение от служения истинному Богу имело значение одного из прецедентов такого или иного состояния общества. В этом смысле оно есть предмет всякой «Священной и библейской истории Ветхого завета». С другой стороны, в своих отдельных моментах оно нередко служило предметом и целых журнальных статей, за немногими, впрочем, исключениями, исчерпывающих результаты иностранной литературы, но при этом большей частью без отношения к данным новейших открытий в области египетских и ассиро-вавилонских древностей. Вопрос об идолопоклонстве у древних евреев как предмет специального сочинения получает значение новизны лишь ввиду современных открытий в области асстематического исследования уклонений еврейского народа от идеального строя жизни.
     Настоящее сочинение составлено на основании источников Божественного Откровения и некоторых внебиблейских памятников. При руководстве многоразличных пособий, как русских, так и иностранных, имеющих отношение к экзегетике, археологии, истории, филологии, апологетике и др., и представляет собою во многих случаях воспроизведение результатов этих пособий и оценку их с научно-библейской точки зрения. Уясняя и определяя содержание библейских свидетельств о том или другом моменте темных еврейских верований, чрез сопоставление их с внебиблейскими известиями о том же предмете. В особенности с данными египтологии и ассирологии, мы по преимуществу основывались на исторических фактах. Последним в сочинении дано более места, чем общим рассуждениям, являющимся лишь выводами из этих фактов.