Предисловие книги: Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама / Жузе П. – Казань: Тип. и лит. В.М. Ключникова, 1899. – 282 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Одним из убедительных доказательств несостоятельности мухаммеданства служат возникшие в нем секты. Характер этих сект не позволяет сомневаться в том, что просвещенная часть мусульманского общества рано пришла к сознанию неудовлетворительности своей религии: одних не удовлетворила догматическая сторона Ислама, других нравственная, иных общественно-социальная, а некоторых чисто-обрядовая. Отсюда и протест, поднятый весьма рано просвещенной частью мусульманского общества против официальной религии, носит самый разнообразный характер, хотя, в сущности, сводится почти всегда к одному: преобразованию Ислама при помощи новых идей, внесенных в него извне. В противоположность христианским сектам, большинство мусульманских сект стремилось не к искажению священного кодекса своей религии, а к его дополнению и возможному усовершенствованию. Их работа носит в общем, прогрессивный, а не регрессивный характер, что составляет отличительную черту почти всех христианских сект. Предоставленные самим себе и пользуясь известной степенью свободы, мусульманские сектанты часто приходили к таким идеям, которые ничего общего почти не имели с религиею Мухаммеда. Они создали такие философско-религиозные системы, которые по глубине своего содержания далеко оставляли за собой бессвязные измышления Мухаммеда и близко подходили к основным воззрениям христианства. Это последнее явление придает особое значение мусульманским сектам, учение которых, как оказывается, заключает в себе более истин, чем господствующая мусульманская религия. С этой точки зрения заслуживает самого серьезного внимания исследователя Ислама деятельность и учение т.н. мутазилитской секты. Как по важности достигнутых этой сектой результатов, так и по тому влиянию, которое она имела на судьбу мусульманской религии, - названная секта справедливо занимает первое место среди всех бесчисленных мусульманских сект. Несмотря, однако, на важную роль, которую она сыграла в истории Ислама, несмотря на то, что история этой секты может пролить много света на отношения мухаммеданства к христианству и на влияние последнего на первое, - на нее до сих пор было обращено мало внимания, если не сказать никакого. Насколько нам известно, во всей западноевропейской литературе мутазилитской секте посвящена одна лишь маленькая брошюра (Die Mutaziliteu oder die Freidenker im Islam, von H. Steiner: Leipzig, 1865), весьма мало, впрочем, трактующая о догматических и этических вопросах, впервые затронутых в Исламе мутазилитской сектой. Но такому явлению удивляться нечего: в Европе давно махнули рукой на Ислам и, поэтому, мало им занимаются. Европейские ориенталисты предпочитают с охотой заниматься историею, литературой и бытом Арабов, чем Исламом. Не без основания можно сказать, что религиею Мухаммеда продолжает серьезно заниматься одна лишь Казанская Духовная Академия. Признавая, что изучение вышеназванной секты может не мало содействовать выяснению вопроса о происхождении, сущности и причинах современного состояния Ислама и мусульман, мы решили посвятить настоящее сочинение истории названной секты в надежде, что оно может принести некоторую пользу христианскому миссионеру в его борьбе с Исламом, насчитывающим в одной лишь России около пятнадцати миллионов последователей. Но прежде чем приступить к изложению истории мутазилитской секты, мы считаем необходимым указать на те причины, которые вызвали в Исламе секты вообще и мутазилитскую в частности.