Предисловие книги: Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность, в древний допетровский период / Попов А. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1883. – 414 c. – репринтная копия

     Прежде чем сделать окончательный вывод о влиянии христианского учения и древнерусской письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность, мы окинем беглым взором все сказанное нами.
     В своем сочинении мы остановились сначала на вопросе: каким образом народ, будучи неграмотным, мог усвоить истины христианские, проводившиеся в древнерусской духовной письменности? И нашли, что главную роль в религиозном воспитании народа играли духовенство и монашество, которым в этом благом деле оказывала содействие княжеская (сначала, а потом царская) власть. Религиозно-нравственное просвещение народа производилось или путем научения частного - в училищах и при домашней беседе, или путем общественного научения - в храмах, где народ учился истинам христианским из богослужения и поучений.
     Заметив, что в памятниках народной словесности: пословицах, загадках, песнях, сказках, легендах, духовных стихах и т.д. заключено все духовное богатство народа, его убеждения, верования, идеалы, мы перешли к рассмотрению самого миросозерцания народного допетровской эпохи, чтобы видеть, насколько отразилось в нем влияние древнерусской допетровской духовной письменности. Тот факт, что в религиозно нравственном миросозерцании русского народа, наряду с привившимися к народу христианскими понятиями, есть много элементов языческих, заставил нас уяснить себе отношение языческих воззрений к христианским, показать их взаимодействие. Мы решились, на основании памятников народного творчества, в кратких чертах представить исторический ход миросозерцания русского народа, через что нам понятною становилась и роль тех или других языческих или христианских воззрений, занимаемая в народном миросозерцании. В своем следовании мы обратили внимание на самые отдаленные времена исторической жизни наших предков, когда у них не было еще ни знаний, ни опыта, - и потом мы в кратких чертах проследили, как воззрения предков осложнялись и перерабатывались. Мы показали пределы, до которых возвысились народные воззрения.
     Отвечая в своем сочинении на вопрос о влиянии церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность в допетровский период, мы старались показать, что заимствовал народ из памятников древнерусской духовной письменности и как заимствовал. Сопоставление народных воззрений, выразившихся в произведениях народной словесности, с воззрениями, проводившимися в памятниках древнерусской письменности наглядно показывало нам отношение народного миросозерцания к церковному учению и древнерусской духовной письменности. Мы не оставили без внимания и уцелевших в народном миросозерцании языческих представлений, указав роль, какую они играли в христианских воззрениях народа в допетровский период. Мы показывали, как языческие воззрения уступали христианским свое место, как они теряли под собою почву и отходили в область мифов, и как, напротив, христианские воззрения глубже и глубже проникали в сознание народа, и народ выше и выше восходил в понимание их. В вопросе о каждом предмете веры мы указывали тот пункт, до которого шел народ в своем понимании, наметив тем, что еще следует узнать народу, до чего еще следует ему подняться.
     Итак, отрицать подлинный характер христианской религиозности русского народа в допетровский период нельзя. Правда, усвоение церковно-библейского учения совершалось в народе русском медленно, переходило множество градаций, прежде чем восходило на высоту надлежащего понимания предметов веры, но зато христианское учение ложилось в сознании народа глубоко и в самом существе проникало все народные воззрения.
     Памятники народного творчества, заключающие в себе духовное богатство народа, его думы, верования, убеждения, чаяния и идеалы - во многих экземплярах представляют собою выражение вполне проникнутое русским духом, и вместе с тем, вполне согласное с духом библейским. Библейское учение, выразимся, хотя несколько грубо, но образно, не клином врезалось в народное миросозерцание и стало в нем особняком, а привилось к народу после продолжительного процесса переработки народных воззрений, усвоилось народом, сделалось неотъемлемой и, пожалуй, существенной частью его духовной природы. Языческие воззрения не затемнили света учения христианского; напротив, христианское учение прогнало мрак языческих суеверий и заблуждений и пролило свет на всю область народных воззрений. Правда. И доселе высокие христианские понятия в народном миросозерцании переплетаются с уцелевшими остатками языческих воззрений и как будто от этого теряют свою чистоту; но, повторяем, внимательное изучение памятников народного творчества показывает, что христианский ух и главные христианские воззрения усвоены русским народом, а языческие представления являются не более, как жалкими, утратившими свой смысл, остатками старины, мрак которых нисколько не подавляет и не тушит света христианского учения. К миросозерцанию русского народа допетровского периода в плане применимы евангельские слова: «и свет во тьме светится и тьма его необъять».