Прежде чем  сделать окончательный вывод о влиянии христианского учения и древнерусской  письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность, мы  окинем беглым взором все сказанное нами.
     В своем  сочинении мы остановились сначала на вопросе: каким образом народ, будучи  неграмотным, мог усвоить истины христианские, проводившиеся в древнерусской  духовной письменности? И нашли, что главную роль в религиозном воспитании  народа играли духовенство и монашество, которым в этом благом деле оказывала  содействие княжеская (сначала, а потом царская) власть. Религиозно-нравственное  просвещение народа производилось или путем научения частного - в училищах и при  домашней беседе, или путем общественного научения - в храмах, где народ учился  истинам христианским из богослужения и поучений.
     Заметив, что в  памятниках народной словесности: пословицах, загадках, песнях, сказках,  легендах, духовных стихах и т.д. заключено все духовное богатство народа, его  убеждения, верования, идеалы, мы перешли к рассмотрению самого миросозерцания  народного допетровской эпохи, чтобы видеть, насколько отразилось в нем влияние  древнерусской допетровской духовной письменности. Тот факт, что в религиозно  нравственном миросозерцании русского народа, наряду с привившимися к народу  христианскими понятиями, есть много элементов языческих, заставил нас уяснить  себе отношение языческих воззрений к христианским, показать их взаимодействие.  Мы решились, на основании памятников народного творчества, в кратких чертах  представить исторический ход миросозерцания русского народа, через что нам  понятною становилась и роль тех или других языческих или христианских  воззрений, занимаемая в народном миросозерцании. В своем следовании мы обратили  внимание на самые отдаленные времена исторической жизни наших предков, когда у  них не было еще ни знаний, ни опыта, - и потом мы в кратких чертах проследили,  как воззрения предков осложнялись и перерабатывались. Мы показали пределы, до  которых возвысились народные воззрения.
     Отвечая в своем  сочинении на вопрос о влиянии церковного учения и древнерусской духовной  письменности на миросозерцание русского народа и народную словесность в  допетровский период, мы старались показать, что заимствовал народ из памятников  древнерусской духовной письменности и как заимствовал. Сопоставление народных  воззрений, выразившихся в произведениях народной словесности, с воззрениями,  проводившимися в памятниках древнерусской письменности наглядно показывало нам  отношение народного миросозерцания к церковному учению и древнерусской духовной  письменности. Мы не оставили без внимания и уцелевших в народном миросозерцании  языческих представлений, указав роль, какую они играли в христианских  воззрениях народа в допетровский период. Мы показывали, как языческие воззрения  уступали христианским свое место, как они теряли под собою почву и отходили в  область мифов, и как, напротив, христианские воззрения глубже и глубже  проникали в сознание народа, и народ выше и выше восходил в понимание их. В  вопросе о каждом предмете веры мы указывали тот пункт, до которого шел народ в  своем понимании, наметив тем, что еще следует узнать народу, до чего еще  следует ему подняться.
     Итак, отрицать  подлинный характер христианской религиозности русского народа в допетровский  период нельзя. Правда, усвоение церковно-библейского учения совершалось в  народе русском медленно, переходило множество градаций, прежде чем восходило на  высоту надлежащего понимания предметов веры, но зато христианское учение  ложилось в сознании народа глубоко и в самом существе проникало все народные  воззрения.
     Памятники  народного творчества, заключающие в себе духовное богатство народа, его думы,  верования, убеждения, чаяния и идеалы - во многих экземплярах представляют  собою выражение вполне проникнутое русским духом, и вместе с тем, вполне  согласное с духом библейским. Библейское учение, выразимся, хотя несколько  грубо, но образно, не клином врезалось в народное миросозерцание и стало в нем  особняком, а привилось к народу после продолжительного процесса переработки народных  воззрений, усвоилось народом, сделалось неотъемлемой и, пожалуй, существенной  частью его духовной природы. Языческие воззрения не затемнили света учения  христианского; напротив, христианское учение прогнало мрак языческих суеверий и  заблуждений и пролило свет на всю область народных воззрений. Правда. И доселе  высокие христианские понятия в народном миросозерцании переплетаются с  уцелевшими остатками языческих воззрений и как будто от этого теряют свою  чистоту; но, повторяем, внимательное изучение памятников народного творчества  показывает, что христианский ух и главные христианские воззрения усвоены  русским народом, а языческие представления являются не более, как жалкими,  утратившими свой смысл, остатками старины, мрак которых нисколько не подавляет  и не тушит света христианского учения. К миросозерцанию русского народа  допетровского периода в плане применимы евангельские слова: «и свет во тьме  светится и тьма его необъять».