Предисловие книги: Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половины XVI вв. – Харьков: Тип. Губ. правл., 1902. – 204 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Как сословие, пользовавшееся всеобщим глубоким уважением в Древней Руси и обладавшее весьма широкими общественными правами и преимуществами, русское духовенство и монашество не могло не быть и действительно было одним из могущественных факторов в деле созидания Московского единодержавия и самодержавия, сменивших собою господствовавший дотоле на Руси так называемый удельно-вечевой порядок политической жизни. Раскрыть на основании точных исторических данных с возможною подробностию и обстоятельностию, в чем именно состояло участие представителей русской церкви в развитии и упрочении на Руси указанных новых начал политической жизни, и составляет задачу предлагаемого исследования.
     Эту задачу автор осуществляет в четырех отделах своего труда. В первом из них, имеющем характер вступительного, предлагается обзор главнейших, существующих в науке Русской Истории, теорий по вопросу о том, как в нашей истории совершился переход от удельного периода к периоду Московского единодержавия и самодержавия, - делается краткая характеристика взятой эпохи (кон. XV и первая полов. XVII вв.), - перечисляются, согласно указаниям историков, различные факторы, содействовавшие возвышению и усилению Москвы и ее великих князей, - и, наконец, соответственно поставленной задаче, останавливается внимание на одном из перечисленных факторов, именно на русском духовенстве и монашестве, причем автор выясняет, чем обусловливались сила и действенность этого фактора, какими побуждениями руководилось духовенство, оказывая содействие осуществлению политических планов великих князей Московских, и в каких мерах выражало оно свое участие в развитии Московского единодержавия и самодержавия. Во втором отделе труда раскрывается участие духовенства и монашества в развитии нового порядка политической жизни в Московском государстве, насколько это участие проявилось в обстоятельствах борьбы великих князей Московских с прочими князьями удельными и с политическою самостоятельностью общинно-вечевых народоправств. Третий отдел сочинения посвящен главным образом обстоятельному анализу тех произведений письменности конца XV и первой полов. XVII вв., которые вышли из-под пера представителей тогдашнего духовенства и монашества (Иосифлянского направления) и в которых содержится прямое или косвенное изображение высоты положения и соединенных с этим положением прав и обязанностей государей московских как заместителей православных византийских царей, как верховных представителей богохранимой русской державы, куда бежала, после падения Константинополя, вселенская церковь и где отселе должны решаться судьбы всего человечества. В последнем - четвертом - отделе сочинения изложены государственно-политические воззрения известных противников «Иосифлян» - так называемых «Заволжских нестяжателей» и указано отличие этих воззрений от политических взглядов представителей «Иосифлянской партии». В «Заключении» автор отметил политические взгляды самих московских государей - с целью показать, насколько эти взгляды соответствовали идеалу царской власти, обрисованному в литературно-публицистических воззрениях представителей русского духовенства и монашества данного времени.
     Какими источниками и пособиями пользовался автор при составлении предлагаемого труда, читатель увидит из находящихся в книге подстрочных примечаний.