Предисловие книги: Ислам / Глаголев С., проф. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1904. – 208 c. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Религия со своей теоретической стороны есть выражение идеалов исповедующего ее народа. Она говорит, что есть человек и чем он должен быть.
     С практической стороны религия наставляет, что нужно делать для того, чтобы быть тем, чем должно быть. Основатели религий обыкновенно и являлись выразителями идеалов народа, но последователи религии обыкновенно в ее учение и практические требования вносили оппортунистические поправки, которые делали религию теоретически ниже, но практически жизненнее и плодотворнее, так как ее требования оказывались более удобно исполнимыми, а ее представления более удобопонятными. Со своими идеальными требованиями религия обыкновенно может иметь последователей лишь между избранными натурами, но, поступаясь идеалами, она привлекает более обширный круг почитателей; становясь мельче, она становится шире. Ислам представляет в ряду религий ту особенность, что в нем практические поправки в теоретическом учении внесены уже самим основателем религии Магометом. В учении Магомета, как оно изложено в Коране, поэтому должно различать теоретические идеалы и их оппортунистическое принижение до наличной действительности. Нужно иметь в виду при этом, что дело принижения религиозных идеалов совершается обыкновенно не путем сознательного обмана, а путем бессознательного подчинения окружающей среде. В деятельности Магомета это происходило так же, как и в судьбах других религий.