Исследование мое  не имеет притязания ни на особую новизну выводов, ни на их исчерпывающую  полноту фактов: оно - не более как корректурные листы одной главы из науки  славянской бытовой древности. Область эта еще так мало исследована в отношении  материала, так мало обработана в ученом смысле, что думать о новых решительных  заключениях, о полноте содержания, будет мечтою неопытности. Наука, как и жизнь,  идет постепенным ростом: она слагается вековою работой многих поколений - и  только самообольщение юноши может увлечься мечтою непосильного труда и желать  преждевременно пожать плоды далекого будущего. Всему свое время. Для науки  славянской древности не наступало время совершеннолетия, когда она могла бы  явиться, как живой и верный образ прошедшего, как знание, полное убеждающей,  поучительной силы: она находится еще на степени собирания и критической  обработки материала. Почтенные, достойные общей признательности, труды  совершенны в этой области, но они лишь в редких, исключительных случаях  возвышаются над значением материала, нуждающегося в критической поверке: они  отвечали требованиям менее строгим, чем требования историко-антикварной науки  нашего времени: что так легко и свободно разрешалось ими, то снова теперь  затягивается в гордиев узел и требует иных ответов и решений, что прежде не  тревожило ничьего доверия, то теперь отвергается или возбуждает недоразумения -  и наоборот.
     Такое состояние  науки, указывая, что она находится в критическом возрасте, прямо определяет мою  задачу. Свети в одно целое разрозненные факты погребальной старины языческих  Славян, критически осмотреть, определить их надлежащий смысл и степень  значения, наконец - собрать их по возможности, в стройный порядок  систематического изложения - вот что я имел в виду исполнить. Если при такой  критической переборке уже известного, в конце концов, и не оказалось бы  особенно новых и блестящих результатов, то все же такая работа казалась мне  необходимой, чтобы удалиться от призраков, создаваемых торопливостью толкования  и столь еще обыкновенных в науке бытовой славянской древности. Вы найдете, что  и мое исследование заключает не одни голые факты, что и оно не свободно от  предположений и домыслов; какая же из исторических наук может обойтись без них?  Но догадки - не помеха науке, если они осмотрительны, если существуют  достаточные для них основания. Стараясь, по возможности, отделять достоверные  исторические факты и прямые необходимые выводы из них от личных, подлежащих  спору объяснений, я имел в виду доставить читателю все средства к убеждению, хотя  бы оно и не согласовалось с моим и было вернее его; ибо кто, наученный опытом и  уроками прошедшего, кто может сказать, что его догадки всегда и везде - верны и  неопровержимы.
     Область  погребальной старины не имеет той самостоятельной, бытовой целости, при которой  было бы возможно отдельное ее исследование, независимо от других житейских  явлений и понятий; она составляет одну, и притом - внешнюю, часть общего круга  понятий и представлений о конце человеческой жизни посмертном существовании:  она должна быть рассматриваема не только в тесной с ними связи, но и как  неразделимое с ними целое: право на внимание исследователя имеет здесь и  обычай, и верование, и простое понятие или представление: верование и понятие  объясняют обычай, обычай позволяет заключать о веровании и понятиях и даже об  условиях и порядках действительной жизни. Вот причина, почему преследуя частную  задачу, я не мог удержаться в ее тесных пределах и иногда входил в  предварительные пояснения уже известных и обследованных предметов. Недостаточны  покажутся вам эти побочные части моего исследования, если Вы потребуете от них  самостоятельной полноты содержания, но самое назначение их обязывало меня к  краткости и сжатости изложения; они служат лишь для пояснения главного  предмета, имеют зависимую несамостоятельную цену. Исследуя погребальные обычаи,  я не вдаюсь в пространные сравнительные сближения представлений, хотя и  родственных, но в сущности далеких от главного предмета. Для меня важны только  те представления, понятия и верования, которые прямо относятся к концу  человеческой жизни, соприкасаются с погребальным обиходом и определяют его  порядки: представление, неокрепшее в религиозное верование и не оставившее  следа в действительной жизни, иногда вовсе не отмечено мною; одним словом -  меня занимает, прежде всего, жизнь действительная, а потом уже поэзия, как  необходимый элемент жизни, от которого идут многие побеги ее и который освещает  многие ее стороны.
     Позволяю себе  указать на это в отстранении недоумения, когда в моем исследовании Вы не  встретите многого, что имеет связь с Понятиями и загробной жизни и о многом,  сюда относящемся, найдете лишь краткие упоминания; всему этому - приличное  место не в исследовании «о погребальных обычаях языческих Славян», а в будущей  «Славянской Мифологии».
     Понятия о  загробной жизни вытекают из действительного человеческого желания жизни, из  чувства цены ее, погребальные обычаи и обряды - суть олицетворенное,  переведенное в житейскую практику, желание продолжать эту жизнь. Исходя - таким  образом, из действительного чувства, сопровождаясь обычаями, почерпнутыми по  большей части из окружавшей человека действительности, его погребальная  древность должна отразить в себе и понятия действительные и жизнь реальную,  историческую; но удалось ли мне вскрыть хотя некоторые черты этой стороны  предмета - судить не могу, по крайней мере, понимая цену и признавая законность  этого требования, я старался по возможности, удовлетворить ему.
     Исследование,  сообразно системе распадается на две главные части: первая посвящена  критическому рассмотрению источников: языка народного быта, известий  письменных, могильных памятников, вторая представляет систематическое - и  отчасти историческое - обозрение понятий языческих Славян о посмертном  существовании и их погребальных обычаев. Первая часть, в сущности, имеет  значение пояснительной статьи, ей отведено самостоятельное место для того,  чтобы не обременить изложение сторонними критическими исследованиями и  отступлениями и чтобы каждый имел под рукою средства поверить заключения и  домыслы; существенное отсюда перешло в главное изложение, отчего неизбежно  явились многие повторения одного и того же. Устранить их я не сумел.
     Не мог я также  избежать и некоторых эпизодов, хотя и важных по содержанию, но не относящихся  непосредственно к моей задаче: один из них соединяет первую часть исследования  со второй, другой, чтобы не нарушать перерывом целости изложения, отнесен в  «Приложение». Мне казались уместными и даже необходимыми - эти отступления: без  них остались бы не ясны не только частности, но и самые основания иных  заключений, которым я придаю некоторую цену.
     Найдете Вы еще,  быть может, излишним обилие библиографических ссылок и примечаний. Слабость эту  я охотно признаю за собою, но мне не хотелось бросить бесследно то, что  доставалось усилиями, иногда не совсем обыкновенными, и что - по доброй совести  - я не мог признать вполне неуместным. Наконец, считаю нужным сказать, что мое  изложение ограничивается лишь объективно-исторической стороной вопроса: не  задаваясь задачей доказывать какую-либо общую мысль, я желал только представить  важную страницу из жизни прошедшего и сообразно этому старался везде сохранить  историческую точку зрения на предмет.
 
А. Котляревский