Предисловие книги: Казенная винная монополия при свете статистики. Ч. 1: Потребление вина. Участие общества в борьбе с пьянством и в организации виноторговли. – 1904; Ч. 2: Финансовые результаты винной монополии. Организация винного хозяйства. – 1905. Ч. 1-2 / Норов В. – С.-Пб.: Тип. Н.Н. Клобукова, 1904. – 244 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Если мы хотим знать, благоприятствует или нет развитию пьянства казенная продажа питей, то для этого вместо сложных сопоставлений состояния народного хозяйства в домонопольный период и после нам нужно исследовать возможно подробнее размер и характер потребления крепких напитков населением, а также сопоставить условия виноторговли до питейной реформы и после. Раз с введением винной монополии резко понижается размер душевного потребления, который и в следующие годы не обнаруживает тенденции к повышению, замечается стремление потребления в сторону большей равномерности в течение года, развивается домашнее потребление и уменьшается расход вина в мелкой посуде или продажа из частных питейных заведений, сокращается число питейных заведений, ограничивается время торговли крепкими напитками и пр., и при всем том не развивается тайная виноторговля, то благодетельные результаты питейной реформы несомненны. При этих условиях она, конечно, окажет  благоприятное влияние и на народное хозяйство и на народную нравственность.
     Но для такого рода исследований нужен материал, собранный не посредством личных впечатлений и случайных наблюдений, а другим путем, обеспечивающим полное беспристрастие и строго реальное значение данных, подлежащих разработке. В этом смысле имеют ценное значение для нас Отчеты Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, издаваемые ежегодно под заглавием «Статистика по каз. пр. питей».
     При винной монополии заготовка вина и продажа его находится всецело в руках казны, которая регистрирует каждый приготовленный и проданный градус спирта. Теперь точно известно, сколько продается алкоголя в каждой данной местности, в виде каких именно напитков, т.е. какой крепости, в какой посуде, сколько продается каждый месяц, даже каждый день и пр. Одним словом, благодаря отчетам монопольного управления мы располагаем массою данных, чтобы точно уяснить себе характер потребления вина при монополии и определить, в каком направлении оно движется с годами. Эти же отчеты дадут нам достаточный материал для суждения о роли частной виноторговли и казенных лавок при монополии, об изменениях с годами в числе и роде частных питейных заведений, распределения их по отдельным местностям и пр. и пр. В них же мы найдем точные данные о доходности и об организации казенного хозяйства по винной монополии.
     Но, к сожалению, весь тот богатый статистический материал, который содержится в Отчетах Главного управления, до настоящего времени очень мало использован, и мы в своих суждениях о монополии продолжаем довольствоваться главным образом случайными наблюдениями и отзывами отдельных лиц, часто далеко не беспристрастными. Даже специально организованная для разработки вопроса об алкоголизме Комиссия при Рус. общ. Охр. Нар. Здравия не восполнила этого недостатка литературы по монополии и свои выводы о значении ее для борьбы с народным пьянством обосновывала чаще на личных впечатлениях, случайных наблюдениях, чем на подробном изучении изменившихся условий виноторговли с введением монополии. Вследствие этого Комиссия слишком медленно шла к своей цели. В распоряжении ее скопилось много материала, но в нем трудно было разобраться и сделать из него какие-либо выводы. Поэтому явилась необходимость ближайшее изучение вопроса о винной монополии возложить на специальную субкомиссию, которая и была избрана в заседании 13 января 1899 г. и тогда же была выработана примерная программа вопросов, подлежащих ее рассмотрению, напр., увеличилось или уменьшилось народное пьянство при монополии, какие результаты имела замена кабака казенною лавкою, не замечается ли распития вина на улицах, корчемства, пьянства в семье, какое значение имеет качество монопольной водки и ее крепость, какое влияние на потребление имеет личная заинтересованность в сбыте вина, которая осталась и при монополии, вследствие установления комиссионного вознаграждения за продажу казенного вина из частных заведений и пр. Интересно отметить, что среди вопросов для субкомиссии поставлены, между прочим такие, как: увеличилось или уменьшилось число мест продажи питей, сократилось ли время торговли в них, - вопросы, которые могли быть решены простою справкою с соответствующими узаконениями или с данным Отчетов Главного управления и не должны возбуждать никаких разногласий.
     О результатах занятий упомянутой субкомиссии сведений в журналах Общ. Охр. Нар. Здр. мы не нашли. По слухам, она уже не существует теперь. Нужно полагать, что вопрос о винной монополии так и остался не выясненным ею до настоящего времени с должною полнотою.
     Как отнеслась к винной монополии общая пресса? Хотя мы имеет немало заметок, корреспонденций, журнальных статей по этому вопросу, но они, к сожалению, дают нам слабое представление о характере и силе влияния монополии на народную жизнь и многие из них относятся к первым годам действия питейной реформы, когда не могли еще заметно обрисоваться результаты ее применения. Большая часть солидной периодической печати, от которой следовало бы ожидать беспристрастной и строго научной оценки последствий винной монополии, отнеслась к ней на первых же порах слишком отрицательно. В ее глазах главная задача предпринятой Мин. Фин. реформы - чисто фискального характера. Это применить более надежный, чем акцизная система, способ извлечения питейного дохода; другие же цели монополии, которые старается Мин. Фин. выдвинуть на первый план, - именно создание условий для искоренения привычки населения к неумеренному потреблению крепких напитков - стоял в полном противоречии с основной задачей новой системы виноторговли и потому если и могут иметь значение в жизни, то столь ничтожное, что ради него представлялось вряд ли желательным создавать грандиозную систему новой отрасли казенного хозяйства. Монополия, говорят, лишила города, земства, сельские общества больших доходов от виноторговли, которые употреблялись на общеполезные цели и устройство народных образовательных учреждений; в руках же казны эти доходы получат назначение далеко не столь целесообразное.
     Такой основной взгляд на задачи винной монополии располагал не к подробному исследованию организации ее и результатов применения ее в жизни, а лишь к воспитанию в читателе критического отношения к ней, для чего достаточно было привести несколько ярких примеров из жизни, иллюстрирующих безуспешность монополии в борьбе с народным пьянством и неискренность заявления министерства финансов о том, что им на первый план поставлены задачи морального характера, а затем уже интересы фиска. Правда, в подобного рода литературных произведениях мы находим очень много вредных выводов, но последние, не имея под собою твердого фундамента в виде обширного фактического материала, встречают сочувствие в среде лишь таких читателей, которые привыкли рассматривать вещи под тем же углом зрения и, наоборот, представляются совершенно неубедительными для лиц, склонных преувеличивать заслуги винной монополии.
     Вообще чем больше мы знакомились с литературой по интересующему нас вопросу, тем яснее видели, насколько он мало разработан. Это побудило нас внести свою посильную лепту в дело изучения результатов применения у нас питейной реформы, которая, по мнению даже противников ее, имеет крупное общественно-экономическое значение. Она заслуживает наше серьезное внимание уже по одному тому, что монополизирование казною винной торговли может являться, как это видно на примере Швеции и Швейцарии, одной из самых целесообразных мер для борьбы с распространением алкоголизма.
     Мы далеки от мысли исчерпать настоящий вопрос с должною полнотою или начертать общий план необходимых поправок организации монопольного хозяйства. Для этого у нас нет еще нужных материалов. Наша задача скромнее - по возможности систематизировать и использовать уже имеющиеся данные и прежде всего разработать обширные материалы, заключающиеся в отчетах Глав. Упр. Неок. сб. Мы надеемся, что статистический метод исследований скорее обеспечит нам беспристрастное и разностороннее изучение вопроса.
     В последние годы общество под влиянием введения винной монополии очень заинтересовалось вопросом о распространении алкоголизма в России. Возникло немало обществ с целью проповеди трезвости, изучения развития алкоголизма и влияния его на здоровье и нравственность народа; появилось несколько журналов, специально посвященных этому предмету. Несмотря на это, до сих пор мы очень мало знаем о размере и характере потребления вина в зависимости от тех или иных условий. Изучение этого вопроса должно быть поставлено на первом плане и с него начинаться всякая попытка оказать воздействие на распространяющуюся алкоголизацию народной массы. Кроме того, анализ потребления вина при казенной продаже питей скорее всего укажет достоинства и недостатки новой системы виноторговли, а также наметить путь к трезвости. Вот почему мы начали с этого вопроса свое изучение современной организации питейной торговли.