Предисловие книги: Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии / Блех И. – С.-Пб.: Тип. Муллер и Богельман, 1895. – 213 с. – репринтная копия

     Устройство финансового управления в России в историческом его развитии имеет интерес не только научный, но и практический. Если история вообще, указывая ошибки прошедшего, дает уроки для будущего, то наиболее ценными эти уроки должны быть для финансового управления и его устройства.
     Государство для достижения своих культурных целей нуждается в средствах, которые оно добывает из собственных имуществ и промыслов, а также из средств подданных. Для добывания этих средств устанавливаются сообразно с обстоятельствами определенные способы, и образовываются учреждения, которые по раз установленному порядку эксплуатируют государственное имущество и промыслы и собирают средства от подданных. Потребности государства растут вместе с обширностью его территории и развитием тех целей, к которым оно стремится. Очень дорого обходится также внешняя безопасность и поддержание авторитета вне государства.
     Государственные расходы достигают, таким образом, неимоверной величины, а покрывать их приходится из скудных подчас средств населения.
     Но расходы эти необходимы, их урезывать нельзя. Важно, по крайней мере, чтобы средства для их покрытия собирались способами наиболее экономными и чтобы учреждения, собирающие их, были устроены на рациональных началах. А в этом отношении нам хороший урок может дать история.
     Двоякого плана можно придерживаться при изложении в историческом развитии устройства финансового управления в России: 1) или представить развитие каждого из финансовых учреждений в отдельности с происходившими в устройстве его переменами, 2) или, наметив моменты, отделяющие финансовое управление одной эпохи от финансового управления другой, - изобразить устройство всех финансовых учреждений в каждую данную эпоху, т.е. общую картину устройства финансового управления в определенные периоды времени. И тот, и другой способ изложения имеет свои преимущества и недостатки. Мы остановились на втором, - находя его более интересным, хотя и не скрываем от себя, что в этом случае не будет столь рельефно выражено историческое развитие устройства каждого финансового учреждения, как если бы мы придерживались первого плана, и что при такого рода изложении есть и другие неудобства, вызываемые отсутствием иногда моментов, которые могли бы служить гранью между одним периодом и другим.
     Мы нашли удобным изложить устройство финансового управления в России в следующие периоды:
     I) От основания Государства до вступления на престол Иоанна III-го.
     II) От вступления на престол Иоанна III до царствования Петра Великого.
     III) Царствование Петра.
     IV) Царствование преемников Петра до вступления на престол Императора Александра I-го.
     V) От царствования Императора Александра I-го до наших дней.
     Устройство финансового управления в каждую из этих эпох имеет свои отличительные черты:
     I. В первую эпоху князья смотрели на территорию государства, как на свою частную собственность. Тогда отсутствовали правильно организованные учреждения вообще и финансовые в частности. Финансовое управление сливалось с управлением общим. Управляли «лица»: а) составляющие дворец князя и б) наместники. Волостели и другие.
     II. Вторая эпоха ознаменовалась организацией учреждений под названием Приказов. Приказы стали центральными учреждениями вообще и финансовыми в частности.
     Местное управление общее и финансовое поручено было выборным лицам.
     III. Царствование Петра В. произвело большой переворот в устройство финансового управления. Учрежден был Сенат, который явился, между прочим, и высшим финансовым и контрольным учреждением в государстве. Разграничены были, смешивавшиеся до того времени в Приказах, отдельные отрасли управления и переданы в ведение образованных по шведскому образцу коллегиальных учреждений. Финансовые коллегии выделились особо. Обращено было особое внимание на контроль (Ревизион - Коллегия).
     И в местном управлении произошли перемены. Самоуправление было уничтожено. Государство разделено на губернии, в которые назначены губернаторы и воеводы, ставшие и во главе финансового управления. Образованы были специальные финансовые учреждения на месте: Земские Конторы, Земские Камериры и Земские Комиссары. Учреждены были Казначейства: Рентереи и Рентместеры. Обращено было особенное внимание на управление отдельными отраслями доходов: лесное, соляное, питейное и проч.
     IV. В этот период в устройстве финансового управления замечаются частые колебания. Значение Сената, как финансового учреждения, то возрастало, то уменьшалось.
     Объем власти коллегий также расширялся и суживался. В царствование Императрицы Екатерины II они были совершенно упразднены, Император Павел снова восстановил их.
     Образовались новые постоянные и временные финансовые учреждения: Казенные Палаты, Экспедиция о государственных доходах, Штатные и Остаточные Казначейства, Доимочные Комиссии, Доимочная Канцелярия, Доимочный Приказ и т.д.
     Впервые образованы были кредитные установления.
      V. Начало нынешнего столетия ознаменовалось в отношении финансового управления учреждением Государственного Совета, один Департамент которого получил в свое ведение финансовые дела, сосредоточенные до того времени в Сенате. Государственные дела были разделены на особые управления, которые поручены были учрежденным по французскому образцу Министерствам. Между прочими Министерствами образовано было Министерством Финансов. А затем и Министерство Государственных Имуществ. Контроль получил прочное устройство.
     Образованы были новые местные Финансовые и Контрольные учреждения: Акцизные Управления, Палаты Государственных Имуществ, Контрольные палаты. Кредитные установления расширили свою деятельность: учрежден был Государственный Банк в Петербурге и Отделения в губерниях.