Предисловие книги: Как расходуются в России народные деньги?: Критика русского расходного бюджета и государственный контроль: (По неизданным документам) / Озеров И.Х., проф. Моск. ун-та. – 2-е изд. – М.: Тип. А.П. Поплавского, 1907. – 320 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

     Государственные средства нередко расходовались у нас по существу неправильно, не в интересах народного хозяйства, как целого, так как расходы производительного характера занимали в нашем бюджете совершенно ничтожное место.
     Но и там, где цель была разумна, средства расходовались зачастую чрезвычайно нехозяйственно и в гораздо большем размере, чем это может быть оправдано; вот зло, от которого страдало наше государственное хозяйство, и это оказывало развращающее влияние на все сферы. Не хозяйственность расходования государственных сумм сделалась общим правилом, и тратить средства государственные в интересах не целого, а поддаваясь разным влияниям, обратилась у нас в привычку; таким образом создалось слишком легкое отношение к казенным средствам даже в прогрессивных кругах нашего общества, и можно опасаться, что эти привычки к бесконтрольному хозяйствованию переживут у нас старый режим и перейдут в новый.
     Может случиться, что и новые люди так же склонны будут недостаточно бережливо относится к народным деньгам, вот почему постановка контроля при новых условиях - дело чрезвычайной важности.
     Нужно не только пересмотреть наш расходный бюджет, очистить его, но нужно ввести более хозяйственное расходование государственных средств, и это должно войти в привычку будущей администрации. Надо так поставить дело, чтобы народные деньги расходовались в строгом согласии с волей народа, а государственный контроль поставить в такое положение, чтобы из него мог сделаться верный слуга своего народа и опытный советчик его, эксперт в трудных финансовых вопросах. Для этого прежде всего нужно посмотреть, как дело стояло раньше, почему контроль не достигал своей цели и что вело к развращению нашей администрации, какие именно факты нашей государственной жизни создавали столь легкое отношение в чиновниках, да и в обществе, к казенным деньгам. Только вскрыв эту болезнь, мы поймем, чего мы должны остерегаться при переустройстве нашей жизни.
     Многие факты нашей государственной жизни вливали яд в народный организм: я имею в виду чрезвычайную доступность государственного сундука для белых рук, легкость получения всевозможных снисхождений, субсидий и т.д. Все это входило в привычки населения и оказывало влияние далеко за пределы администрации, - это надо выкурить, нужно поднять чувство ответственности у администрации, сознание долга, и нельзя останавливаться здесь, в особенности на первое время, и перед энергичными мерами.
     У нас все операции государственного хозяйства обходятся чрезмерно дорого: возьмите винную монополию, горные заводы, постройку казенных железных дорог или их эксплуатацию и т.д., и эта дороговизна коренится в упомянутой атмосфере, в полном бессилии прежнего контроля.
     Итак, контроль должен быть реформирован. Но как его поставить? В чем язвы нашего бюджета? Вот к этим-то вопросам автор и стремится подойти; дать на них полный ответ - не по силам одному лицу, но, по крайней мере, указать приемы, методы работы, как приняться за нее - вот что автор ставил своей задачей.
     Автор, благодаря любезности государственного контролера П.Х. Шванебаха, получил доступ к центральному архиву государственного контроля в Петербурге и Москве.
     Летом 1906 года автор обратился к государственному контролеру П.Х. Шванебаху с письмом, прося, не найдет ли государственный контролер возможным допустить его к архиву и делам государственного контроля, чтобы ознакомиться как с постановкой у нас государственного контроля, так и с результатами его деятельности, предупреждая, что результаты работы будут опубликованы; при этом автор сослался, что уже ранее имел доступ к архивам и делам министерства торговли с любезного разрешения В.Н. Коковцева и В.И. Тимирязева, и в результате этих работ издал печатный труд «Политика по рабочему вопросу за последние годы».
     От П.Х. Шванебаха автор получил весьма любезное письмо, где П.Х. писал. Что «с полной готовностью и величайшим удовольствием в его (автора) распоряжение будут предоставлены им все материалы для изучения вопроса о постановке контрольного дела».
     Автор не может не приветствовать этого нового течения в наших высших сферах - открывать архивы для научных работ. Очевидно, там начинают сознавать необходимость осветить нашу практику, свести ее к единству, беспристрастно разобраться, что было в ней хорошего, заслуживающего и в дальнейшей государственной работе внимания и продолжения, и что дурного подлежит устранению.
     Этот накопленный опыт представляет громадную ценность. Слов нет, что наша государственная машина топталась на месте, но она все-таки в известной степени регистрировала проходящие перед ней факты, и обозрение этой деятельности проливает известный свет и на наш бюджет и на постановку у нас государственного контроля. Пересмотр нашего бюджета потребует много работы, и здесь следовало бы переработать материал, имеющийся в государственном контроле, и в той или иной форме привлечь чинов последнего к анализу нашего бюджета: их советы и указания могли бы иметь серьезное значение для Думы.
     Автор не мог задаваться целью переработки всего материала; он выбрал только типичное, но думается, что и при такой постановке его работа принесет свою долю пользы в великом народном деле.
     Как должен быть поставлен контроль при новом режиме, - вопрос слишком сложный, особенно в деталях, и автор пока в этом вопросе ограничивает свою роль критикой нашего контроля, т.е. постановкой диагноза болезни нашего контроля, предполагая, во второй части, представить схему, как должен быть поставлен этот контроль в будущем, чтобы он мог выполнять свою великую задачу - быть хранителем народных средств, стоять неуклонно на страже народных материальных интересов.
     Стремление осуществить свое пожелание - теперь же начертить и план реформ нашего контроля - задержало бы выпуск работы, а автор склонен думать, что в настоящее время, когда Думе придется разбираться впервые в нашем бюджете, некоторые замечания по критике бюджета будут не бесполезны, вот почему на первое время приходится ограничиться первой критической частью.
     В заключение автор приносит свою искреннюю признательность П.Х. Шванебаху, столь любезно раскрывшему архивы и дела для научной работы. Теперь время органической работы, надо знать прошлое, и желательно, чтобы этим сознанием важности внесения света в практику прониклись и другие наши ведомства.
     Автор встретил чрезвычайно любезное отношение и со стороны других чинов государственного контроля и считает своим долгом особенно благодарить гг. товарища государственного контролера С.В. Иванова, генерал-контролера А.И. Николаева, который гостеприимно приютил в своем департаменте автора, И.М. Ачкасова, М.И. Скипетрова, И.В. Жарновского, а также А.И. Маликова, Н.Г. Вальтера, гг. старших ревизоров М.И. Драгневича, А.П. Левицкого, Годзяцкого, Бодиско и всех других. Я не могу перечислить всех, так как в государственном контроле царит превосходный дух жажды света и гласности, и к автору все от мала до велика отнеслись с большим вниманием и готовностью оказать свое содействие.

Автор
Москва,
11 марта 1907 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

     Моя книга, по-видимому, пришлась вовремя. Первое издание разошлось чрезвычайно быстро, и в виду интереса к нашему расходному бюджету мне приходиться спешно выпускать 2-ое издание, в котором сделаны поправки и некоторые дополнения.
     Как и следовало ожидать, книга вызвала много и неудовольствия среди заинтересованных лиц, и даже появился слух о привлечении меня к ответственности за разглашение тайн, но, несколько приподнимая завесу над нашим расходным бюджетом, я руководствовался только интересами целого, интересами устроения нашего государственного хозяйства…
     Ведение последнего должно быть абсолютно публичным, и с канцелярской тайной здесь пора бы покончить… Вот мой девиз, и здесь я делал и делаю, что могу…

Автор
Петербург,
14 мая 1907 г.