Предисловие книги: Реформа 19 февраля 1861 года и ее последствия с финансовой точки зрения: (Выкупная операция: 1861 г. – 1907 г.) / Кованько П. – Киев: Тип. Имп. Ун-та св. Владимира, АО печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1914. – 584 с. – репринтная копия

     Содействие правительства по выкупу земли крестьянами, бывшими помещичьими, получило реальное выражение в крупной финансовой операции, коротко называемой выкупной операцией. Начало операции положено было законом 19 февраля 1861 года (положением о выкупе), а манифестом 3-го ноября 1905 года объявлено ее прекращение с 1 января 1907 года. Несмотря на почти полувековое существование, выкупная операция не получила до сих пор надлежащей оценки с государственно-финансовой точки зрения. Исследователей интересовала благоустройственная сторона операции, и вопросу о влиянии выкупных платежей на крестьянское благополучие посвящено было много статей и несколько капитальных работ. Это и понятно, так как по идее выкупная операция являлась лишь средством наделения крестьян землею, не имела самостоятельного значения. Как бюджетная статья, и даже существовала довольно долго вне бюджета. Это обстоятельство, однако, не помешало воспользоваться прибылями от выкупной операции, как источником государственных доходов для общих нужд страны. Операция в течение многих лет являлась обычной доходной статьею государства, благоустройственная сторона уступала место фискальной, и финансовая оценка операции становилась все более и более настоятельной.
     Прекращение выкупной операции с 1 января 1907 года явилось лишним стимулом УК тому, чтобы подвести окончательный баланс. Попытки подведения таких балансов существовали, но их нельзя признать в достаточной степени удачными. Несмотря на обилие официальных данных, почти не существует верных цифр и далеко не исчерпана полнота данных. Встречается много противоречивых цифр, ощущается иногда полный недостаток в существенных данных. Много принципиально спорных вопросов возбуждается при составлении баланса. В некоторых случаях пред исследователем встают почти непреодолимые препятствия, как принципиального, так и технического характера. Все, кому приходилось сталкиваться с отчетностью по выкупной операции, знают, что не существует счетоводства, более запутанного и недостоверного. Грандиозность операции при примитивных способах учета создала условия, в которых не всегда возможно разобраться.
     Поэтому по всем вопросам выкупной операции существуют самые разнообразные и противоречивые ответы. Одни убеждены в том, что крестьяне давно уже выплатили свой долг за землю правительству; другие доказывают с цифрами в руках, что казна не получила и половины ссуженной крестьянами суммы. Одни говорят о крупных прибылях правительства по операции, другие указывают на не менее крупные расходы. Одни считали выкупную операцию прекрасно задуманной и блестяще проведенной, другие признавали ее ошибочно построенной и совершенно неудавшейся. Но все суждения основаны более на внутренних убеждениях, чем на научном исследовании, так как в основе суждений не было фундамента, не было точных, проверенных цифр.
     Между тем, наделение крестьян бывших помещичьих землею при участии правительства представляет единственную в мире по широте замысла и выполнению кредитную операцию. Уже это одно обстоятельство должно оправдывать избранную нами тему, не говоря о том, что операция эта имела место у нас, в России, что она касалась значительных масс населения, крестьян, и что она потребовала солидных оборотных средств.
     Приняв на себя и выполнив по мере сил и умения сложный финансово-статистический труд, мы не можем не выразить благодарность всем лицам и учреждениям, доброжелательно и участливо относившимся к нашей работе по собиранию необходимых материалов. И прежде всего мы должны помянуть добрым словом такие учреждения, как Архив Государственного Совета и Департамент Ок. Сб. Мин. Финансов.