Предисловие книги: Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века / Озеров И.Х., проф. – М.: Д.С. Горшков, 1905. – 273 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Автору хотелось в предлагаемом труде свести к некоторому единству нашу экономическую и финансовую политику последнего времени. Автор - сторонник перевода России из стадии натурального хозяйства в денежное, сторонник введения у нас золотой валюты (причем не может не выразить своего удивления, как прекрасно была проведена эта реформа), сторонник протекционизма, но умеренного, выкупа жел. дорог в казну и многих других мероприятий.
     Да, нам надо развивать промышленность, хотя бы для этого и приходилось нести жертвы. Промышленность ведет к разнообразию с.-хозяйственных культур, поднимает спрос на сельскохозяйственные продукты и т.д. Оставаться земледельческой страной в настоящее время очень не выгодно, потому что при покровительственных течениях за границей в пользу земледелия вывоз нашего хлеба будет затрудняться, с другой же стороны, и интересы сельского хозяйства требуют промышленного развития страны: этим самым создается внутренний рынок для продуктов сельского хозяйства. «Пока Россия остается чисто земледельческой страной, ей трудно обзавестись своим флотом, так как хлеб - ненадежный груз: сегодня он уродился, завтра - нет, следовательно, везти нечего, и флот будет стоять без дела. Не то с продуктами такого рода, как каменный уголь: это - продукт, по выражению проф. Менделеева, всегда урожайный - и везде всегда спрашиваемый. Следовательно, чтобы создать свой флот, нужно обеспечить ему сначала работу». Между тем у нас есть данные для промышленного развития: богатые каменноугольные залежи, руды, масса лесов, благоприятные условия для развития хлопководства, развития химической промышленности.
     И если автор во многом согласен в целях с экономической политикой настоящего, то он видит и некоторые существенные недостатки в ее проведении, напр., в чересчур быстром, во что бы то ни стало выращивании у нас крупной промышленности (игнорирование интересов сельского хозяйства, трудящихся, мелкой промышленности) и т.д. Если иногда картина, рисуемая автором, носит несколько невеселый колорит, то виноват не он, а цифры, материал, который дает для этого достаточно оснований; кроме того, автор пишет вовсе не панегирик, а считает своим долгом вскрывать и темные стороны промышленного развития России, чтобы побудить вовремя уврачевать эти раны: тогда смелые финансовые реформы последнего времени могли бы принести гораздо большую пользу.
     Протекционизм огульный, когда одной рукой дается, а другой берется у одной и той же промышленной отрасли, не может принести хороших плодов. С другой стороны, большое влияние у нас промышленных групп на Министерство фин. дает повод предпринимателям слишком полагаться на субсидии и таможенные ставки. Нужно было бы эти ставки назначать на определенный срок с указанием, что они вводятся для акклиматизации той или иной отрасли промышленности и по истечении известного срока будут понижены или совсем сняты. Иначе надежда удержать на долгое время высокие ставки среди заинтересованных сфер располагает к рутине. «Было бы странно, - пишет «Торг. Пром. Газета» (1900 г., № 223), - полагать, что народное потребление по раз навсегда установившимся высоким ценам точно на откупе сдано данной группе предприятий».
     Полезно было бы составить комиссию для научного исследования промышленного развития России, его будущего, его влияния на другие стороны нашей жизни, на цены, земледелие, на трудящиеся массы. Комиссия должна была бы высказаться, какими мерами наилучше в будущем может быть обеспечено промышленное развитие России, не было ли бы полезнее понизить пошлины и постараться другими путями вызвать самодеятельность среди предпринимателей. Конечно, такая комиссия должна быть составлена из лиц, выбранных самими разными учреждениями, наприм. биржевыми комитетами, земствами, городами, учеными обществами, сельскохозяйственными организациями и т.д., чтобы таким образом она по своему составу могла нам гарантировать беспристрастие в своих выводах; и следовало бы не медлить составлением такой комиссии, под верховным руководством которой и нужно бы произвести статистические работы о стоимости производства покровительствуемых у нас продуктов. Исследования эти нужно бы произвести не в департаментах, а на местах, путем учета всех процессов производства, причем комиссия заранее могла бы наметить те промышленные предприятия, которые могли бы быть положены в основу при этой статистической работе. Смешанный состав этой комиссии из представителей промышленности и земледелия гарантировал бы от односторонности при выборе предприятия, т.е. чтобы за исходный пункт не брались предприятия технически отсталые, а средне - если не наиболее - прогрессивные, на которые Россия имеет право теперь, затратив столько средств на воспитание промышленности. Притом эта комиссия должна быть непременно составлена из разных элементов, чтобы таким образом гарантировать самый состав от тех или других веяний; необходимо провести в ней принцип публичности, чтобы русское общество было осведомлено обо всем том, что будет иметь место в этой комиссии; затем, по образцу английских комиссий, было бы чрезвычайно полезно предоставить право всякому желающему являться перед этой комиссией и давать свои показания по тем вопросам, в которых данное лицо чувствует себя компетентным, следовательно, по нашему мнению, каждый должен иметь право быть выслушанным этой комиссией; мы уже не говорим о том, что комиссия должна пользоваться широкими правами по вызову экспертов для дачи заключений... Произвести такое обследование условий нашего промышленного развития - притом гарантированное от одностороннего освещения - дело величайшей важности... Эта комиссия могла бы исследовать вопрос не только о размере ставок, которые следовало бы установить при пересмотре тарифа, но и вопрос об отношении протекционизма к земледелию. Ведь нигде не слышится столько жалоб на протекционизм, как в среде земледельческого класса. Правда, некоторые из жалоб вполне основательны, но многие не выдержали бы критики при первом же их освещении. Министерство финансов, учредив такую комиссию, пошло бы навстречу единогласному пожеланию всего русского общества и, взявшись за это, только последовало бы своему доброму примеру, какому следует в области винной монополии, где оно чутко отзывается на все нарекания, которые в разное время, в разных местах поднимались против нее. Создав комиссию для исследования условий промышленного развития России, Министерство финансов внесло бы много света в это темное Царство, и русское общество сказало бы ему большое спасибо...
     Но нельзя не отметить одной важной стороны нашего финансового развития за последнее время: это, так сказать, создание нашей боевой финансовой готовности для войны - правда, эта боевая готовность создана ценой большого напряжения сил. Мы имеем в виду накопление золотого запаса, образование свободной наличности Госуд. Казначейства, вследствие особого способа исчисления сметных предположений и заблаговременного заключения займов. Это ставит нас в благоприятные условия при ведении войны, что и надо иметь в виду при оценке наших финансов, и будущий историк, быть может, более хладнокровно отнесется к финансовому творчеству 1880-1900 гг., чем мы, которые чувствуем на себе эту «боевую готовность» и эти жертвы, какие должны были принять на себя ради нее.
     Мы несравненно более подготовлены к войне и разным случайностям, благодаря политике С.Ю. Витте. Развитие промышленности создало источник средств для государства, хотя, правда, приходилось развивать промышленность на дурном фундаменте - на расшатанном сельском хозяйстве. Постройка железных дорог связала Россию в одно целое. Наша лояльность относительно платежа по госуд. кредиту (напр., оплата некоторых займов, заключенных в серебро, золотом) создала благоприятное положение для нашего кредита. В сберегательных кассах наш госуд. кредит также нашел сильную поддержку, - правда, и эта мера, т.е. помещение значительных сумм сберег. касс в госуд. процентные бумаги, неблагоприятно отзывается на народном хозяйстве, но я говорю здесь о боевой готовности наших финансов, а такая готовность может не всегда совпадать с благоприятным положением народного хозяйства страны.

Автор