Предисловие книги: Казенные палаты и подведомственные им учреждения в России: История и современное устройство их, в связи с кратким изложением устройства государственного управления вообще, бюджетной системы и организации правительственных касс / Козловский Я.И., нач. Отд-ния Лифлянд. казен. палаты. – Рига: Типо-лит. В.П. Матвеева, 1901. – 878 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Увеличивающаяся в последние годы деятельность казенных палат и подведомственных им учреждений: податной инспекции и казначейств, при ознакомлении с различными отраслями таковой, создает немало затруднений лицам, вновь поступающим на службу в эти учреждения; впрочем, даже и служащие много лет теряются, при усвоении и сохранении в памяти отдельных деталей выходящих в свет новых узаконений, правил и инструкций, касающихся вводимых новых налогов, податей и кассовых операций. Затруднения эти тем более встречаются, что в литературе нашей слишком мало имеется изданий практического характера по управлению и заведыванию финансами России, которые соединяли бы в себе такое полное руководство, посредством которого можно было бы ознакомиться каждому с деятельностью учреждений, ведающих налоги и операции касс, а об историческом происхождении и развитии этих важных отраслей финансового управления нашего обширного государства и говорить нечего, - таких отдельных изданий вовсе не имеется; все историки об интересующем нас предмете говорят как бы мимоходом; автор. По личному опыту, убедился, как важно, иногда, при руководстве новым законом или распоряжением, хоть бы для сравнения, знать предыдущие закон и распоряжение, а в иных случаях и историческое их развитие. А главным образом, как трудно сохранить в памяти и существо действующих делопроизводств в упомянутых учреждениях по сем отраслям и в полном объеме таковых. Между тем приходится нередко замечать, что появление новых положений, инструкций и правил, в последние годы издаваемых по Министерству Финансов одних за другими, увлекает некоторых чинов палат настолько, что они игнорируют предыдущие и действующие правила и узаконения. Имеющие значение не меньшей важности по действующим уже отраслям делопроизводства и тем до некоторой степени допускают или ослабление в точном исполнении таковых, или вовсе забывают их; отчего и происходят иногда упущения то по одной, то по другой отрасли управления. Такое стремление к новому делу с одной стороны объясняется тем, что новое дело - модный предмет, который, скорее выдвигает того, кто свои труды посвятил исключительно этому делу, так как им все интересуются, все обращают внимание, а с другой - абсолютное знакомство со всем механизмом казенно-палатского дела и подведомственных им учреждений: податной инспекции и казначейств не так легко поддается усвоению, даже поверхностно, так как повторяем, не имеется объединяющего указателя действительности сих учреждений; при чем упускается из виду, что механизм делопроизводств помянутых учреждений может быть исправен вполне тогда, когда лица, служащие в этих учреждениях, не увлекаясь какой-либо одною частью, будут одинаково относиться к ходу всех отраслей дела и будут хорошо ознакомлены с таковым и вполне подготовлены к занятию соответственных своему знанию должностей.
     С другой стороны, чтобы должностные лица были действительно надлежащим образом подготовлены к исполнению возлагаемых на них обязанностей, необходимо, чтобы поступление на службу и определение к должностям было обставлено условиями, обеспечивающими наличность нужных сведений и должной опытности.
     Правда наше Министерство Финансов в последнее время, вполне сознавая и обширность компетенции и сложность дел, в ведении казенных палат и их учреждений находящихся, старается привлекать на службу в эти учреждения лиц с высшим образованием, поощряя достойнейших, трудолюбивых и специализировавшихся из них, хотя бы по некоторым отраслям казенно-палатского дела, не оставляя, однако, без движения, хотя в виде исключения, и лиц без высшего образования, особо выдающихся долголетними практическими знаниями дела и способностями, и таким образом в последние годы замечается стремление Министерства замещать все должности по этим учреждениям лиц своего ведомства, вполне подготовленных к занятию таковых. Так что, то время, сравнительно весьма еще недалекое, когда на должности управляющих и даже начальников отделений казенных палат назначались лица из других учреждений и тем закрывался доступ к этим должностям (преимущественно управляющих) лицам, постепенно проходившим ступени служебной иерархии и в достаточной степени специализировавшимся, повторяем, то время, за редкими исключениями, предается забвению. Теперь мы все ближе и ближе подходим к той обстановке, при которой в западноевропейских государствах гарантированно пополнение отвечающего своему назначению личного состава служащих. Там давно уже сознана необходимость полного соответствия подготовки данного лица с занимаемою им должностью; для чего приобретение штатной должности и дальнейшее движение по службе обусловливается известными требованиями, и, хотя в каждом государстве замечаются свои особенности в постановке этого вопроса, но, в общем, - дело сводится к производству особых экзаменов по определенным программам, для поступления на службу и повышения в должности, видоизменяющихся сообразно требованиям службы того или другого рода.
     Наше Министерство Финансов в настоящее время, как сказано выше, привлекая на службу молодых людей с высшим образованием, также не сразу (со школьной скамьи) предоставляет им высшие должности по палатам. Зная, что обладание общим образованием, при существующих в палатах и учреждениях различных специальностях: - податной, распорядительной, счетной и кассовой, весьма недостаточно, предоставляет палатам сначала причислять таких лиц к штату своему для практического ознакомления с тою или другою отраслью дела, и только, по надлежащему усвоению такового, даст повышения. Но так как практическое изучение одной отрасли, не редко, бывает тесно связано с другою, а другой с третьей и т.д., то обучающемуся, представляется громадное затруднение в усвоении общих начал и положений по всем отраслям, и вот автор, желая поспешить на помощь таким лицам и стремлении. Самого Министерства Финансов, задался мыслью приступить к изданию настоящего труда.
     Таким образом, цель настоящего издания состоит в том, чтобы посредством изложения, хотя в кратком объеме исторического начала и развития, а равно и современного устройства казенных палат и подведомственных им учреждений, дать возможность всякому желающему ознакомиться с их деятельностью в целом объеме. А так как служба по этим учреждениям особенно требует специальной и серьезной подготовки и обладание определенною суммой теоретических познаний для облегчения усвоения практической стороны дела, то в системе изложения предназначенного труда и приняты во внимание по возможности те главнейшие факторы деятельности учреждений, по которым удобно и легко усвоение таковых.
     Затем, так как, несмотря на привлечение лиц с высшим образованием к занятию классных должностей в упоминаемых учреждениях, все-таки остается наибольший контингент лиц - до 3/4 общего состава со средним и низшим образованием, вовсе незнакомых даже с общими понятиями об устройстве Государства и организации управления таковыми, то в I главе в отделах 1, 2 и 3-м предпринятого труда изложены надлежащие краткие пояснения по этому предмету, при чем об организации и компетенции Министерства Финансов объяснено обширнее в виду особого положения, занимаемого в Государстве этим учреждением, как стоящем для охраны государственной собственности вообще, так и по наблюдению за правильным и законным движением денежных и материальных капиталов.
     Материалами для выполнения этого труда чисто специального характера, главным образом, служили официальные издания, а равно и другие, перечисленные в прилагаемом указателе литературы.
     Принимая во внимание, что составление настоящего руководства сопряжено с нелегким  трудом, который, без сомнения, представляет и много несовершенств, как появляющиеся первою попыткой привести в некоторую систему понятия о существе сказанных учреждений, и поэтому, полагая, что допущенные пробелы могут выясниться лишь при практическом пользовании книгой, автор питает надежду на получение указаний от лиц, заинтересованных в этом деле, о замеченных ими недостатках, дабы, со временем, группировка всех фактов и данных составила бы полное и точное руководство для чинов казенных палат и подведомственных им учреждений.
 
Я. Козловский
1 января 1901 г., г. Рига