Предисловие книги: Старые и новые этюды об экономическом материализме: Материалы для истории и критики экономического материализма / Кареев Н. – С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1896. – 314 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Доктрина экономического материализма, впервые сформулированная около пятидесяти лет тому назад, лишь в самое последнее время сделалась предметом литературной пропаганды и общественных толков и на западе (преимущественно в Германии), и у нас. К числу причин, содействовавших распространению этого учения, нужно отнести, с одной стороны, успехи, сделанные за последнее время научной разработкой экономической истории, с другой стороны, ту связь, в какой эта доктрина находится с одним из очень очевидных общественных течений современности. В настоящей книге мы подвергаем теорию экономического материализма разбору, главные результаты которого могут быть выражены в следующих трех положениях. Во-первых, полвека тому назад основная идея этого учения высказана была совершенно догматически и, собственно говоря, остается до сих пор научно совершенно необоснованной, так как вся новейшая литература экономического материализма представляет собой лишь ряд развитий и применений основного принципа, который, однако, никогда не был предметом действительно научной аргументации. Во-вторых, если за последнее время разработка экономической теории делает все большие и большие успехи и если в этой разработке даже и принимают некоторое участие авторы, заявляющие себя сторонниками экономического материализма, то явление это объясняется не специальным влиянием доктрины экономического материализма, а общими условиями современности, все более и более указывающими на важное значение экономического фактора в общественной жизни, и развитием исторической науки, которая все больше и больше расширяет предмет своего видения и умножает подлежащий обработке материал. В-третьих, наконец, экономический материализм, как доктрина, стремящийся объяснить всю историю из одного экономического начала, сама по себе не должна считаться ни необходимой основой предъявления обществу известного рода требований, ни неизбежным выводом из этого предъявления. Говоря коротко, научное и общественное движение в духе тех интересов, защитниками коих являются сторонники экономического материализма, отнюдь не требуют признания истинности этого учения, само же оно до сих пор остается своего рода историологическим догматом, так как имеет в своем основании мысль, принимаемую за безусловную истину без малейшей попытки ее научно обосновать.
     Этой книге мы даем название «Старых и новых этюдов». Прежде всего, это, действительно, этюды, т.е. отдельные статьи, написанные по поводу большей части разных книг, выходивших за последние годы и касавшихся взаимных отношений истории и политической экономии. Таковы были статьи: «Политическая экономия и теория исторического процесса» (Историческое обозрение, 1891 г.), «Экономическое направление в истории» (Юридический вестник, 1891 г.), «Заметки об экономическом направлении в истории» (Историческое обозрение, 1892 г.), «Источники исторических перемен» (русское богатство, 1892 г.), «По поводу новой формулировки материальной истории» (Русское братство, 1894 г.). Главнейшие взгляды, высказанные в этих статьях (кроме последней), были затем нами резюмированы, систематизированы и значительно дополнены в статье «экономический материализм в истории», напечатанной в «вестнике Европы» за 1894 г. и вошедшей затем в сборник статей автора, изданный под заглавием «Историко-философские и социологические этюды». Эту последнюю статью мы и кладем в основу первой половины настоящей книжки, сохраняя порядок изложения и значительную часть самой этой статьи, но заменяя остальное перепечаткой целиком или в больших извлечениях других статей и прибавляя к ним большую выдержку еще из одной нашей статьи, помещенной в «Историческом Обозрении» за 1895 г. под заглавием «Новый труд по теории истории». К этим «старым» частям в настоящей книжке прибавляются совершенно новые части, в первый раз появляющиеся в печати в виде значительных вставок в прежние статьи и в виде специально для этой книжки написанных глав. Таковы, во-первых, именно страницы, заключающие изложение чисто экономического учения Маркса (50-61), страницы, посвященные разбору историологических взглядов Лафарга и Меринга (103-118) и другие менее значительные вставки (напр., стр. 160-161). Во-вторых, это - новые главы (начиная со стр. 183), в коих рассматриваются книги гг. Струве и Бельтова, вызвавшие весьма ценную полемику в нашей периодической печати, хотя, собственно говоря, в этой полемике первенствующую роль играл далеко не сам экономический материализм. Затем идет глава, посвященная рассмотрению этой полемики, поскольку последняя касается нашего предмета. Кроме того, во время печатания настоящей книги нам пришлось познакомиться с одной вступительной лекцией, составленной в духе экономического объяснения истории, и мы посвятили несколько страниц разбору этой лекции. Заключительная глава ко всей настоящей книге тоже написана вновь. Из двух приложений к тексту книги одно тоже написано вновь. Таким образом, автор имел право назвать свою книгу «Старыми и новыми этюдами».
     Как в прежних статьях, посвященных вопросу об экономическом материализме, так и в этой книге мы стоим исключительно на теоретической точке зрения, рассматривая лишь вопрос о том, насколько правильно и основательно сводить всю историю к одной экономии и существует ли у сторонников этого сведения какая-либо научная аргументация. По нашему мнению, решение этого вопроса в ту или другую сторону отнюдь не обусловливает такого или иного решения прочих вопросов, - именно вопросов практического свойства, - которые занимают первенствующее положение у всех сторонников экономического материализма. Вот почему, разбирая две названные русские книги (гг. Струве и Бельтова), мы оставляем совершенно в стороне все то, что не имеет прямого и непосредственного отношения к экономическому материализму. Последний вообще стремится сделаться историко-философской теорией, т.е. учением о том, что есть, как оно есть, а не о том, что должно быть, и не о том, что нужно делать для выполнения какой-либо общественной программы. В качестве именно такой историко-философской, абстрактной теории мы и рассматриваем экономический материализм, совершенно не касаясь ни тех конкретных явлений, ни тех практических советов. По поводу которых в нашей периодической печати главным образом и происходила полемика после выхода в свет двух названных книг. Мы думаем, наконец, что сторонники экономического материализма напрасно основывают свою оценку современного положения России, а с тем вместе и свои практические советы - на доктрине экономического материализма, и думаем это не потому только, что последняя сама не доказана, но и потому, что будь она даже доказана, она по существу дела не могла бы служить основой для суждения о такой сложной совокупности конкретных явлений, какую представляет собой окружающая нас действительность. С другой стороны, и с полным падением исторического материализма известное понимание современности и задач ближайшего будущего нисколько не будет поколеблено, если только оно будет действительно результатом научного исследования фактов, а не подтасовкой их в пользу известного предвзятого взгляда.
     Просим в заключение смотреть на эту книгу, именно как на этюды, задачей коих, как таковых, вовсе не было дать полное. Систематическое и исчерпывающее рассмотрение вопроса об экономическом материализме. Об этом направлении, по всей вероятности, нам придется еще писать по поводу новых трудов, так или иначе касающихся предмета. Напр., в данную минуту у меня находится в руках совершенно новое (1896 г.) сочинение галльского профессора права Р. Штаммлера, озаглавленное «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», большой труд (668 страниц убористой печати), и я уже думаю дать о нем отчет русской читающей публике в одном из наших периодических изданий.

СПб., 15-го января 1896
Н.К.