Предисловие книги: Опыт начертания истории Царства Армянского: Древняя история, украшенная 26 гравированными картинами / Арзанов Я., Арзанов Д. – М.: Тип. С. Селивановского, 1827. – 234 с. – репринтная копия

     Не будем говорить о пользе Истории преимущественно такого народа, который, в продолжение многих столетий, составлял сильную державу древнего света и обращал на себя внимание великих завоевателей на Востоке: Семирамиды, Сезостриса, Александра Македонского, Парфян, Римлян, Аравитян, Чингиз-Хана, Тамерлана, Надир-Шаха и других; а теперь остается почти забытым и исключительным из области истории единственно потому, что нет о нем у нас достаточного, ясного и верного сведения.
     Если исторические изыскания необходимы для исправления и объяснения многих темных, недостаточных и искаженных мест в истории веков протекших; то сколько новых открытий, как политических, так церковных и ученых встретятся любопытному читателю при обозрении Истории Армянской, в которой ясно излагаются политические события Азии, основанные большею частью на верных и неподверженных сомнению памятниках Восточных народов: Ассирян, Вавилонян, Мидян, Парфян, Персов, Македонян, Понтийцев и других, бывших во все продолжение существования Армянской Монархии в тесных с нею сношениях?
     Может быть, удивительно и даже невероятно покажется, что, кроме Иудеян, между многими другими Восточными народами равной славы и равного образования одни Армяне только могли передать потомству достоверное повествование о древнейших происшествиях в Азии, между тем как Сирияне, Халдеи, Мидяне и другие едва ли могли сказать что-либо верного о своем происхождении. Таковое удивление, вероятно, исчезнет, коль скоро наблюдатель происшествий обратит внимание на то, что в Армении в самой глубокой древности исторические описания или помещались в храмах вместе со священными предметами под строгим надзором жрецов, как явствует из истории Моисея Хоренского, или вырезывались на столпах, пирамидах и зданиях, как нетленных памятниках, могущих увековечить воспоминание о происшествиях. Таковое обыкновение - сохранять достопамятные события в описаниях, существовало беспрерывно до времен завоевателя Александра Македонского, который, покорив Армению, повелел собрать все письменные ее храмовые записи, а вместе с ними и другие памятники просвещения, для перенесения их в Вавилон, откуда потом перевезены они были Парфянским царем Аршаком II, овладевшим Вавилонией, в Ниневию, город ближайший к царству Парфянскому. Брат сего царя Вагаршак, возведенный им на престол царства Армянского, желая иметь вернейшее понятие о народе, им управляемом и о царях, предшественниках своих повелел составить историю от основания Монархии до времен завоевателя Македонского.