Предисловие книги: История корабля: Ч. 1. Судостроение и судоходство в древние времена; Ч. 2. Судостроение и судоходство в средние века. Общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших включительно. Т. 1: Ч. 1-2 / Боголюбов Н. – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1879. – 373 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Предлагая настоящую книгу публике, спешу оговориться, что составлял ее не для моряков. Моряки имеют свои специальные сочинения; им возможно пополнять теоретические сведения через практику. Да я и не решился бы предлагать им что-либо специальное, мною составленное. Пар и железо, в короткое время, усложнили морскую науку так, что мне, моряку сороковых годов, моряку, так сказать, паруснику, было бы это не по силам. Не переставая сочувствовать морю и морскому делу, я охотно следил за нововведениями по разным отраслям морской специальности и, собрав свои заметки в одно целое, решился издать их в свет под заглавием «Истории корабля».
     В нашей современной литературе есть много сочинений, правда, переводных, по разным отраслям знаний. В ней затронуты все вопросы, касающиеся улучшения человеческого быта; вопрос о богатстве, приобретаемом чрез морскую торговлю; о благосостоянии тех государств, которые имеют многочисленные торговые флоты и о той громадной пользе, которую собственный наш флот мог бы принести нашему отечеству, по странной случайности, оставался не тронутым до наших дней. Правда, вопрос этот поднят был еще Петром I; но жизнь великого преобразователя была слишком скоротечна и, положенное великим царем доброе начало, заглохло, замерло с его кончиной. Только в настоящее время мы как будто отрешаемся от долговременного усыпления. Только с недавних пор, в литературе нашей начали заговаривать о создании отечественного торгового флота, который избавил бы нас от услужливых иностранцев и дал бы нам возможность сберечь несколько десятков миллионов, платимых нами за вывозку от нас наших же товаров; но от слова до дела еще очень и очень далеко. Для флота нужны морские суда, для их постройки нужны люди, знающие дело судостроения. Для движения судов нужны сведущие шкипера, штурмана, матросы – словом, для создания торгового флота нужны люди с разнообразными специальными знаниями. В этом то и состоит наше больное место. Чтобы подготовить таких людей, необходимы учителя и школы. Чтобы приохотить к поступлению в них молодые наши силы, нужны сочинения, которые в легком, доступном для незнающих, изложении знакомили бы молодежь с разнообразными отраслями морской деятельности и возбуждали бы желание испытать себя на новом, незнакомом им пути. Таких сочинений нет. В детской литературе можно иногда встретить несколько похожих, в морском отношении, переведенных книжек вроде того, как какой-нибудь маленький Жорж попал на купеческий корабль юнгой, как лазал он по канатам, как знакомился с дикарями, как корабль сел на мель, как разбился, а Жорж спасся на бочонке. Словом, рассказы в роде Робинзона и т.п. Но из них нельзя извлечь ничего, чтобы могло бы ознакомить с морским делом, да и вообще произвести на кого-либо выгодное и полезное впечатление. Рассказы Жюля Верна с его фантастическими полетами на луну и с плаванием под водой несколько тысяч миль с таким комфортом, с каким не мыслима даже береговая жизнь, скорее могут совсем сбить с толку, чем принести пользу читателю, не знающего до какой степени наука о подводном плавании еще не совершенна. Не менее, мне кажется, вредны некоторые из наших учебников, где авторы берутся, в простом, по-видимому, изложении, объяснить предметы, с которыми они никогда близко не соприкасались. Учащийся имеет к учебнику особое, слепое доверие и потому набирается ложной премудрости без критической ее оценки и остается при ней на всю жизнь, если по какой либо счастливой случайности не встретит впоследствии солидное опровержение. Таких учебников у нас не мало; на один из них, как затрагивающий морские вопросы, я и указываю в подстрочии. Эти и подобные им обстоятельства, навели меня на мысль составить нечто вроде морской энциклопедии.
     Предлагаемая книга раздвоена на два тома и четыре части. В первой заключается исторический очерк древнейших прибрежных народов, у которых началось судостроении и судоходство, и суда ими строившиеся для военных и торговых целей.
      Во второй части, содержащей средневековую историю, на сцену морской деятельности выведены государства, образовавшиеся после падения Римской Империи; успехи их по судостроению и мореплаванию; соперничество их за морское преобладание, суда ими употреблявшиеся для войны и торговли, и описание судов, употребляемых народами антиевропейскими.
     В третьей части, обнимающей обзор судостроения и мореходства с открытия Америки, объяснено влияние этого мирового события на деятельность приморских государств по улучшению в постройке судов; на их торговую предприимчивость; их соперничество за морское преобладание, выразившееся рядом беспрерывных войн с участием громадных флотов. Помещено описание способа постройки, вооружения и оснастки кораблей военных и торговых, до введения пара и после. Переворот в судостроении с введением железа и брони и описание тех и других судов. О крейсерах и крейсерной войне. Из этой части, читатель ознакомится также со способами кораблевождения, т.е. как определяется курс корабля и место на карте в виду берегов и в открытом море. О береговых охранительных знаках, о спасательных станциях, о судах потешных (яхты) и о полезном значении для морского дела этой приятной забавы.
     Четвертая часть посвящена исключительно обзору русского судоходства, с походов наших предков на Константинополь и состояние русского судостроения и судоходства, с преобразований начатых Петром Великим и до наших дней. Положение нашего купеческого судостроения: для дальних плаваний, каботажного, озерного и речного и краткий обзор всех промыслов связанных с судоходством. Недостатки нашего судостроения и те меры, которые было бы полезно употребить для улучшения. Краткий обзор наших мореходных школ.
     Все предлагаемое изложено в формах вполне доступных для лиц совершенно незнакомых с морской техникой и уясняется более чем 150 рисунков, а в конце второго тома будет приложен краткий словарь тем морским терминам, которые вошли в сочинение.
     Сколько мне кажется, моя книга есть первый опыт к ознакомлению в удобопонятной форме с морской техникой лиц, не принадлежащих к морскому сословию. Первые попытки во всяком деле бывают несовершенны. Время покажет, удался ли мой опыт.
     Было бы желательно, чтобы он не остался без дальнейших дополнений и наша общедоступная морская литература продолжала бы разрастаться.
 
Н. Боголюбов