Предисловие книги: О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги / Васильев А. – С.-Пб.: Тип. Гл. штаба е. и. вел. по воен.-учеб. заведениям, 1858. – 177 c. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Читая в Истории Государства Российского, о призвании Варягов и сличая со сказанием летописца Нестора, я был поражен ошибочностью выводов историографа. Дальнейшие занятия объяснили причину: в половине прошедшего столетия, Нестор был разобран учеными иностранцами, объяснявшими Славянскую летопись под влиянием немецкого фанатизма, небрежения ко всему русскому и плохого знания русского и, тем более Славянского языка. К несчастию России, Бирон (управлявший в то время государством) имел причину желать, чтобы Русские не считали себя самостоятельным народом и, хотя несколько благородных россиян, дерзали восставать против оскорбительных искажений и Русского слова и русской истории: Бейерами, Миллерами, Шлецерами; но их рвение было бессильно. Немецкая партия одержала верх, и немецкое объяснение Русской истории, утвердилось столь твердо, что Карамзин, историк новейших времен, не решился спорить с авторитетом ученых иностранцев, признанных всею Европою, великими толкователями Русской Истории.
     Но истина, как ни была затемнена невежеством и недоброжелательством, должна была воссиять… Карамзин, своим высоким слогом, увлек Русских, читать историю отечества и чувство русское воскресло, остается теперь русскому уму довершить великое дело.
     Нам, Россиянам, предстоит слава, объяснить историю, не только России, но и всей Европы! Сомнения основательные: что Скифы, Гунны, Обры, Болгары были не пришельцы Азиатские, но Славянские колена, обитатели берегов Каспийского, Азовского, Черного морей и Дуная, быть может, примут достоверность; и тогда вся Европа увидит ложность понятий о средневековой Истории.
     Теперь, когда так много Россиян, занимается изысканиями историческими, когда исторические сочинения Азиатских народов (Персов, Китайцев и других) не есть недоступность для Европейцев - раскроется истина, быть может, мечтательных, на одних предположениях, составленных переходов Азиатцев, быть может убедятся, что Греки называли Скифами всех «чужаков» и в особенности, ведших кочевую жизнь; что Савраматами, то есть голубоглазыми, ящеровидными, называли они Южных Славян по ненависти к ним; что hum, hunne на древнем северном Немецком наречии значит «великан»; что Обр на западном Славянском наречии тоже значит «великан»; что Rise у Скандинавов значит тоже великан; и потому: Земля Обров, Хунигардия и Riselend, имена, которыми в древние времена звали Россию, окружающие соседи, есть одна и та же страна высокорослых Славян, и что Монгольское государство Хунну существовало пред Р.Х. не более 200 лет, а Хунь-ню (Монгольские парии), вовсе и не входили в Европу, что видимо подтверждается, неимением на Западе Европы, остатков Монгольских племен, которые не могли бы исчезнуть до последнего признака. - Когда колена Славянские составляют значительную часть населения Германии, а остатки вторжения Монголо-Татар в XIII веке, оставили поселенцев во многих местах России.
     Видимо, что древние южные Славяне, как и все древние многолюдные народы разделялись на множество поколений, носивших каждое своё собственное имя, и когда несколько поколений соединялись перевесом одного какого-нибудь в отдельное государство или владение, владение это называлось именем господствующего поколения или владельного дома; падал этот владельный дом, переходил перевес на сторону другого и те ж владения под владычеством сего последнего, получали опять новое имя, от чего и произошли сказания о народах: Скифов, Гетов, Сарматов, Аланов, Хорбатов, Гуннов, Венедов, Болгаров и других.
     В Воскресенской летописи сказано: «И «пришедшие Словене с Дуная и седоша у «озера Ладожского, оттоль пришедшее седоша около озера Ильмень, и нарекошася Рус, реки ради Руссы еже впадает в Ильмень…» Не та ли же это история, что и со всею Европою пришли Славяне с Дуная, покорили туземцев, с тою разницею, что найдя на Ладоге и Ильмене прежде их пришедших сородичей, говоривших тем же славянским словом, вполне слились с ними, приняли название побежденных и составили с ними одно государство.
     Вникните в сказание о Венедах - неоспоримо звавшихся также Руссами и давших свои прозвания: Русна - куриш-Гафу; Русса - главному рукаву Немана и окрестностям: Russi, Russneiten. Varuss, Rossiten, Rossiene и происшедшим от них, названия no Russi - в смысле Русского слова за Русью (по Руси, Порусье, как говорится: Поречье, Полесье и т.п.), из которого выявилось наименование Пруссии.
     Нельзя опровергнуть, что между огромными массами Славян, шедших с Дуная: одна под названием Руссов-Венедов проникла до Балтийского моря и заселилась в нынешней Северной Германии, другая прошла к Ладоге и Ильменю (к оконечностям Балтийского моря) и встретя там прежде заселившихся Славян-Руссов оземлилась с ними.
     Самые сношения в древности Новгородцев с торговыми городами Германии, не указуют ли наследственные, но ныне давно забытые отношения Славян Новгорода с Венедами, как с народом одного происхождения от Славян при Дунайских.
     Полные переводы на русский язык мало известных нам древних сочинений: Востока, Юга и Запада увеличат наши сведения о древних Россиянах, и высвободят нам родную историю от вольноискажения иностранцами. И теперь уже читаем мы: Историки времен Диоклитиана, III-го столетия по Р.Х., писали, что в Персидских междоусобиях принимали участие Рюсси (Russ)… Моисей Хорентский, живший в V веке, знал, что Русский народ примыкается жилищами к Дунаю… Молдавы и Волохи, столь давно потерявшие самобытность и от того исказившие свой родной язык, сохранили еще множество русских слов, в их полной чистоте. И верно мы отыскали бы у них верные сведения о Гуннах, Гетах, Обрах и других.
     Эверс нашел сказание, что за 100 лет до Рюрика, 2000 русских судов предпринимали поход на Византию, помогая Болгарам… Быть может, окажется исторической истиной - мысль, казавшаяся прежде дерзкою гипотезой: что Русь еще до призвания Рюрика, от V до IX века, соединенная с Болгарией составляла с нею один народ, разделенный, подобно Древней Греции, на дробные владения, но кои совокупно владычествовали до половины IX века пространством от берегов Ильменя до Балкан и Адриатического моря. Между многими фактами, поддерживающими эти убеждения, служат, также, буллы пап IX века, запрещавшие служить обедни по Болгарскому обычаю на русском или Славянском языке. Не явно ли, что Болгары были Славяне, и имели общий Славяно-Россам язык. Это убеждение объяснило бы легкость, как бы привычность Северных Россиян делать при Игоре и Олеге походы на Юг, нападать на Константинополь, на их малых ладьях, что невозможно было бы исполнять иначе, как прибрежным судоходством вдоль гостеприимных берегов.
     Но в предпринимаемом сочинении, моя главная цель объяснить, откуда пришел Рюрик и кто были его Варяги, почему не вдаваясь в подробные исследования предмета, для объяснения которого необходимо проверить древнейшие описания иностранцев - буду повторять сказания о юге России - в первой главе моего сочинения, согласно Карамзину. Тема моего сочинения, которую развертываю во второй главе, есть: «Северные Славяне и откуда пришел Рюрик и кто были его Варяги».