Предисловие книги: Загробный мир по древнерусским представлениям: Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания / Соболев А.Н., свящ. – Сергиев Посад: М.С. Елов, 1913. – 212 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Далеко за горизонтом скрывается жизнь древнерусского человека. Многими прошедшими столетиями заставлена она от нашего взора, но заглянуть в эту далекую жизнь представляет много интереса. Там, в глубине веков, жил наш предок, он мыслил и действовал; он слагал свои взгляды на природу самого себя, слагал свои представления на жизнь и смерть, развивал свои религиозные воззрения, устанавливал обряды, устраивал свое общество, выражал свои мысли посредством членораздельных звуков, пел песни и былины и изображал свои мысли письменами.
     Заглянуть в эту далекую жизнь предка составляет задачу настоящего труда. Но жизнь предка, как вообще жизнь всякого человека, всеобъемлима. Охватить и зараз использовать всю ее полноту вряд ли хватит человеческой жизни, а посему я ограничусь только одним частичным исследованием, - я постараюсь изобразить, как наш далекий предок представлял себе загробный мир.
     Ставя своей задачей решение вопроса, как далекий предок представлял себе загробный мир, я прежде изложу самый процесс развития эсхатологических представлений у предков и отмечу материал, которым буду пользоваться при составлении своего труда.
     Развитие представлений у человека, подобно развитию организма, происходит не вдруг, а постепенно. В младенчестве человек полагает первое знакомство с окружающим и у него начинает слагаться круг представлений. Этот круг представлений на первых порах бывает очень скуден, да и самые представления отличаются неясностью и неточностью.
     Продолжая расти, человек начинает со всем со всем окружающим его и лучше во всем давать себе отчет. Круг представлений умственно развиваться. Его кругозор расширяется. Он начинает знакомиться со всем окружающим его и лучше во всем давать себе отчет. Круг представлений у него становится полнее: в него вносятся новые и новые элементы. Старое им не позабывается, но под влиянием приобретаемого нового и благодаря развитию самосознания, начинает приобретать большую ясность, становится полнее и точнее. Так происходит у человека развитие круга представлений и приобретение их ясности, полноты и относительной точности. Так, приблизительно, шло и развитие представлений о загробном мире у нашего предка.
     Язычество на русской равнине, как известно, сменяется христианством.
     Народные предания, рассказывая о принятии христианства тем или другим языческим народом, все единогласно свидетельствуют, что христианская религия привлекает к себе язычника преимущественно своим учением о загробной жизни.
     Развитие представлений о загробном мире, начинаясь у предка в период язычества, оканчивается уже в период принятия им христианства. Поэтому, ставя своей задачей изобразить, как древнерусский человек представлял себе загробный мир, мы, чтобы полнее нарисовать картину представлений предком этого мира, должны описать не только, как загробный мир представлял себе язычник предок, но и показать, как этот мир стал представлять себе предок тогда, когда он объявил себя христианином.
     Сохраняя черты языческого прошлого, существующие ныне в народе суеверные обычаи и обряды, естественно, могут бросить свет на древние русские представления загробного мира и пособить, таким образом, при решении нашего вопроса.
     Кроме обрядов и обычаев, свидетелем былой жизни предка и его воззрений на загробный мир, может быть язык, ибо слово, - есть главное и самое естественное орудие предания. Этот, оставленный нам предками в наследие, язык в своих звуковых сочетаниях, сохраняя до сих пор нередко следы далекого прошлого и являясь сокровищницей, сохраняющей в себе объяснение неясностей в многообразной духовной жизни человека, не только осветить древние представления предка, но и даст возможность, в некоторых случаях, при решении нашего вопроса, разобраться основательнее. Язык тем более является для нас важным источником, что корень его родственен другим индоевропейским народам и лежит в той доисторической эпохе, когда наши предки с другими индоевропейскими народами составляли единое арийское племя, и когда у них начали слагаться первые мировоззрения.
     Выделить в отдельные рубрики более важный материал, необходимо сказать, что и все другие произведения русской народной словесности: загадки, пословицы, легенды, песни, былины, заговоры, обрисовывая духовную физиономию русского народа, могут быть для нас светочами далекого прошлого предка. Действительно, какую бы форму народных произведений мы не взяли: загадку ли, песню ли, - мы везде найдем, кроме настоящих воззрений народа, указание и на прошедшие. В них, наряду с христианскими воззрениями, обрисовываются тени и верования прошедших. Народ сохранил эти тени, как завет старины. Поэтому, как носители воззрений предка, все произведения народной словесности могут оказать нам в той или иной мере услугу, - помогут сказать, какое древнерусский человек имел представление о загробном мире.
     Вот весь тот материал, который поможет нам нарисовать картину представлений загробного мира древнерусского человека.