Предисловие книги: Антропология первобытных народов. О видовом единстве человеческого рода и первобытном состоянии человека. Т. 1. Вып. 1 / Вайц Т.,. проф. философии в Марбурге; Пер.: А.И. Федченко, чл.-основатель и секр. Антроп. отд-ния О-ва любителей естествознания. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1867. – 228 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

     Вопросы, рассматриваемые в этой книге, и в Америке, давно уже подвергшиеся пристрастной обработке, в Англии, со времени освобождения негров, возбудили самый беспристрастный и серьезный интерес, в Германии же остались почти не затронутыми. Недавно возникший спор, у которого преимущественно теологически-политические тенденции, хотя и могли возбудить некоторое временное внимание, но уж никак не привести к основательной обработке вопроса и к возбуждению более глубокого и вполне заслуженного к нему интереса. Судьба особенно не благоприятствует у нас тем научным задачам, которые лежат на границе различных специальностей или входят зараз в состав нескольких специальностей, на которые мы привыкли распределять все человеческие знания. В прежнее время философия бралась у нас за разработку таких оставленных всеми вопросов, но теперь, когда философия вышла из моды, они по большей части уже вовсе не затрагиваются, и в наших университетах нельзя указать ни на какого либо специалиста, ни на какую либо кафедру, от которых можно было бы требовать ответа на такие вопросы.
     Если я и решаюсь выступить перед публикой с сочинением, посвященным обработке таких вопросов, то, к сожалению, я не могу оправдать этого сознанием полного специального знакомства со всеми теми науками, которые должны иметь участие в исследованиях подобного рода. Приведенный к исследованию подобного рода вопросов изучением психической стороны человека, я сначала вовсе не имел намерения обработать вполне и окончательно такой предмет, который желательно было бы видеть обработанным соединенными усилиями зоологов и геологов, лингвистов, историков и психологов. Но так как, по-видимому, нужно еще долго понапрасну ожидать подобного счастливого соединения нравственных сил, то не оставалось ничего больше, как или совершенно отложить в сторону самый вопрос, или с недостаточными силами попытаться на его разрешение.
     Можно осуждать меня за то, что я решился на последнее, и тем более, что при ограниченных внешних средствах и недостатке годных предварительных работ по главным вопросам, не было никакой надежды даже к вполне удовлетворительной обработке существующего материала. При таких обстоятельствах я должен предоставить книге самой говорить за себя. Если ей удастся возбудить интерес к более общим и касающимся человека вопросам, из которых некоторые грозят совершенно потеряться для науки; если она подвинет хоть на шаг вперед разумное познание человеческой природы, о которой кое-где до сих пор сохранились еще самые странные представления, и послужит основанием для лучших работ, то цель ее будет достигнута.
     Что касается до способа расположения материала и вообще до плана сочинения, то (как я думаю) это будет достаточно ясно и понятно для каждого из чтения самого сочинения; я должен прибавить только, что следующие тома должны доставить полные доказательства для тех общих положений, которые высказаны в первом томе. Эти доказательства будут заключаться в составленных по специальным источникам описаниях жизни народов, обитающих в Африке, Америке и Южном Океане. Описание их внешней жизни, как менее характеристичное и важное и наиболее известное, станет при этом на задний план, тогда как особенное внимание должно быть обращено на изображение психических, моральных и интеллектуальных особенностей человека.
     Точное указание источников казалось мне необходимым как для контроля, так и для подтверждения высказанного мною. Поэтому к заглавиям приводимых сочинений прибавлен также и год, чтобы не оставалось никакого сомнения о том издании, которым я пользовался. Где назван Причард без дальнейших прибавлений, там подразумевается третье английское оригинальное издание большого его сочинения.

Т. Вайц
Марбург
30 октября, 1858