Предисловие книги: Физиология наслаждений. С портретом автора: Перевод с 9 стереотипного итальянского издания / Мантегацца П., проф. антропологии и сенатора Итальян. королевства. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Ф. И. Анский, 1892. – 546 c. – репринтная копия

КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

     Русский перевод «Физиологии Наслаждений» профессора Мантегацца, приобретшего большую популярность в кругу русской интеллигенции, имел, в первом своем издании, настолько большой успех, что все напечатанное количество экземпляров разошлось очень быстро, и теперь явилась возможность приступить ко второму изданию этой книги. Текст второго издания тщательно просмотрен, и вновь сравнен с подлинником. Благодаря существующему уже переводу, расход по изданию уменьшился настолько, что цена книги понижена с 3 рублей на 2 рубля.

Издатель

ВВЕДЕНИЕ

     Наслаждение есть элементарный, неопределимый сам по себе феномен жизни. Цель этой книги - его видимые проявления и история; будь это не простой набросок, а многотомное сочинение, сущность наслаждения осталась бы все же без определения. Впрочем, определение предмета, известного всем и о специфической действительности которого нет сомнения, есть чистая роскошь логической гимнастики, от которой я отказываюсь без угрызений совести. Тому, кто, будучи другого мнения, потребовал бы настоятельно определения, я отвечу, что дал его вместе с этой книгой, представляющей, хотя очень многословное на вид, но неполное и недостаточное, по моему мнению, определение.
     Наслаждение есть ощущение, почему и представляет общие черты с этим жизненным проявлением. Существенные составляющие его элементы суть, вследствие этого, результат какого-нибудь внутреннего или внешнего влияния на одну из чувствительных точек нашего тела, - частное изменение, воспринятое чувствительным волокном и сознание ощущения. Этот феномен принадлежит, таким образом, нервной системе и как ощущения может иметь первое начало в периферических нервах и цереброспинальном центре. Иногда наслаждение исходит прямо из чувствующего нерва (изменяясь частным образом), и центры не получают ничего, кроме сознания о том, что совершается в нерве. Другой раз, нервы передают головному мозгу впечатление, которое, изменившись, создает наслаждение; собранные чувствами материалы, производят приятные ощущения. В этих двух последних случаях наслаждение происходит в мозгу и может распространиться по периферическим нервам, чтобы облегчиться от чрезмерного напряжения и показать свою особенную физиономию.
     Характеристические черты, которыми ощущение наслаждения отличается от других ощущений, неведомо, и должно стоять, по всей вероятности, в некотором частном изменении чувствительной нервной мякоти, которое ускользает от чувств. Это специфическое изменение может составить единственный элемент ощущения или может соединиться со многими другими частными изменениями и создать столько же наслаждений, отличающихся одно от другого, но согласных в их общем характере.
     Наслаждение почти всегда есть усиленное ощущение, проявление излишества местной или общей силы. Пользование им требует траты материи и представляет, как и все другие явления жизни, параболу. Наслаждение растет до самой высшей точки и потом убывает, пока не исчезнет совершенно. Чем короче линия, соединяющая эти две различные стадии, тем сильнее наслаждение, и наоборот. У некоторых наслаждений лини роста и убыли до того растянуты, что трата силы на пользование ими распределяется на бесконечное течение времени, и ощущение, дойдя до последней точки падения, может снова воспрянуть и образовать новую параболу. В этих случаях линия, начерченная ощущением, может казаться почти прямой, как дуга очень большой окружности.
     Во всяком случае, каждый класс наслаждений получает при зарождении некоторую сумму силы, которая может быть только увеличена лишь потерей материалов, предназначенных для других радостей. Слабый бред чувств уничтожает в высшей степени жадным огнем топливо, назначенное для поддержки жизни спокойных радостей ума; и ум, жаждущий возвышенных наслаждений, находящихся лишь на известной высоте, должен стоять на пепелище ощущений и чувств. Здесь, как и в других случаях, сила зависит от растянутости.
     Вообще, наслаждение имеет всегда свою причину и сопровождает удовлетворение потребности. Если оно не имеет прямой цели, оно способствует украшению жизни и этим заставляет любить жизнь и защищать ее от враждебных ей сил. Когда наслаждение есть причина или результат зла, мы попадаем в патологические условия. В первом случае человек, будучи свободным, злоупотребляет благом, которое до некоторой степени в его власти, и потому представляет явление нравственной патологии. Во втором случае органическое поражение чувствительных центров или периферических нервов извращает порядок вещей и служит к порождению наслаждения из зла. Вот почему образуются два класса наслаждений: физиологические и патологические. Первые сообразны с естественными законами организации, и потому не только не вредят ей, но сохраняют и улучшают, между тем как вторые составляют всегда упорство и болезнь.
     Наслаждения не суть предметы, существующие сами по себе, но нежные и таинственные факты, известные нам лишь через сознание. Они не существуют независимо, но образуют один из моментов или одно из простых явлений жизни. Вследствие этого, разделяя с людьми фатальный недостаток необходимости, резать и раздроблять предметы для их изучения, я разделяю наслаждения на разные классы, взяв в основание классификации источники их происхождения. Я разделяю их на следующие три класса:
     I. Наслаждения чувств.
     II. Наслаждения сердца.
     III. Наслаждения ума.
     Я не считаю должным оправдать это разделение, которому я не придаю никакой важности, и которое я принял как средство, годное для сближения схожих между собой фактов. Я хочу сказать то же самое и о моей квалификации умственных способностей. Моя книга есть простой труд наблюдения и анатомического анализа, и я держусь, как только могу, дальше от теорий и гипотез.