Предисловие книги: Славянский именоcлов, или Собрание славянских личных имен в алфавитном порядке / Морошкин М., свящ. – С.-Пб.: Тип. 2 Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1867. – 323 c. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ

     Имя человеческое не есть пустой звук, немеющий никакого значения, но в нем есть смысл. В нем выражается известная мысль, им обозначается известное свойство и качество, так что, по выражению Пота, для филологов в строгом смысле и нет собственных имен, а существуют только имена нарицательные. Разложение и разделение собственных личных имен по корням их прямо и наглядно обнаружить их происхождение от прозвищ, имеющих нарицательное значение. Это качественное или нарицательное свойство личных имен принадлежит всем народам, как древним, так и новейшим. Если мы в настоящее время не можем объяснить значения некоторых из своих народных личных имен, то это происходит не от отсутствия смысла и значения в этих именах, а от недостатка в нас средств к пониманию их значения; - это происходит оттого, что язык наш, развиваясь в продолжение нескольких веков, естественно удалился от первоначального языка, выбросил из себя или позабыл много старых слов, а с этим мы утратили и понимание значения этих слов. При большем знакомстве с памятниками древней письменности, с наречиями всех славянских племен, с местными и областными говорами этих племен, объяснится для нас и значение многих наших личных имен, которых смысл доселе представляется загадочным и темным.
     Наша Академия Наук, или вернее, Второе Отделение ее, в своих известиях представило сборник нескольких личных Славянских имен, преимущественно Болгарских и сообщило несколько замечаний, касающихся этого предмета, и этим самым признало и засвидетельствовало важность и значение имен личных для Славянской филологии и языкознания.
     Вот почти вся домашняя наша литература рассматриваемого нами предмета! Судя по числу исследователей, нельзя сказать, чтобы она была бедна, но, судя по результатам, добытым этими исследованиями, нельзя назвать ее и богатою. Главный недостаток, или пробел, замечаемый в этих исследованиях, есть тот, что в них теряется и выходит из внимания главная и истинная точка зрения на имена, а именно, как на богатый и существенный материал языка; во всех почти этих исследованиях главным образом обращено внимание на то, как давались имена у Славян, сколько одно лицо имело имен и т.п. А отсюда произошло то, что мы стали рассуждать и строить теории об именах, не имея сборника имен, употреблявшихся у наших предков, а также не знакомясь со сборниками имен личных у Сербов, Чехов и других Славянских племен. Но недостаток, замечаемый в нашей отечественной литературе относительно личных имен, вознаграждается за то трудами по этому предмету исследователей у соплеменных нам народов, как-то: Чехов, Сербов и Поляков. Чехи в словаре Юнгмана, Сербы - Караджича, Поляки в Словнике Линде имеют богатое собрание своих личных имен. Но, кроме того, у каждого из этих народов есть особенные собрания именно только личных имен, у Чехов - Палацкого, у Поляков - Яблоновского и неизвестного, у Сербов - Пачича или Колляра. Если к сборникам имен присоединим еще те исследования, которые сделаны были у наших соплеменников касательно личных Славянских имен, то мы с гордостью должны будем сказать, что мы в этом случае мало уступаем ученым Немцам, и нас, после трудов Шафарика, Палацкого, Линде, Караджича, Миклешича, (даже Колляра), Юнгмана, Дурича, Чапловича, Домбровского не удивят ни Потты, ни Гриммы, ни Боппы, ни Ферстеманы и ни какие другие немецкие гелертеры.
     И так вот литература нашего предмета! Имена ученых, занимавшихся собранием личных Славянских имен, а также исследованиями о них, приведены нами для того, чтобы показать, что предмет этот для истории языка, его состава, для истории понятий, верований народных, так важен, что не мог не обращать на себя внимания всех ученых, занимавшихся историею Славянского народа.
     Всякое личное имя, как и всякое слово, может быть рассматриваемо с двух сторон - внешней и внутренней. В первом случае имя личное представляется словом, состоящим из известных корней - одного ли нескольких, имеющих известные тематические приставки или суффиксы. Рассматриваемые с этой стороны имена представляются простыми или составными и притом различающимися между собою различными окончаниями. Здесь исследователю имена представляются как материал языка; здесь внимание исследователя ограничивается внешним образом имени, его обликом; здесь работа его может быть чисто, так сказать, лексическая, - работа механическая. Во втором случае имена служат выражением понятий народа, его верований и чувствований, в них рассматривается значение, определяются понятия, выражаемые ими; имена рассматриваются как сокровищница понятий народных; - это уже труд филолога.
     Собрание имен в этом случае представит нам сумму всех тех понятий, какие выразил народ в своих именах. Здесь исследователь уже становится как бы психологом, читающим в душе известного народа те мысли, те чувствования, те надежды и желания, которые волновали его, к которым всегда лежало сердце его; здесь исследователь переносится мыслью своею к моменту наречения имени известному лицу. Присутствует при первом образовании известного имени, угадывает по нему те чувствования, те надежды, которые наполняли в тот момент сердце, дающих это имя. Таким образом, по нашему мнению, исследование о личных Славянских именах может быть разделено на два отдела: в одном мы будем рассматривать имена, как слова, состоящие из известных корней, имеющих известные суффиксы, т.е. покажем образцы простых имен и образцы суффиксов их, а также образцы составных имен и различные способы соединения их и взаимных отношений друг к другу составных частей их; в другом покажем значение корней господствующих личных имен у Славян. Но, так как на весь строй личных имен оказывает большое влияние Христианство, а также и политические отношения известного народа к другим, то к двум показанным нами отделам исследования о Славянских личных именах должен быть присоединен третий, в котором мы должны будем показать: в какой мере Христианство влияло на изменение строя личных Славянских имен у известного Славянского племени и какие произвело в этом случае перемены у каждого из этих племен, а также, в какой степени действовали на личные имена у Славян их международные отношения.