Предисловие книги: Происхождение названий русских и некоторых западно-европейских рек, городов, племен и местностей / Орлов А. – Вельск: Тип. М.П. Киснемского, 1907. – 434 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Вопрос, затронутый в настоящей книге, многими считается маловажным. Говорят, не все ли равно, как и почему называется река или город. Дело не в звуках, которыми мы бьем по воздуху, а в реальном содержании, которое скрывается за ними. Важно знать самую реку или город: велики ли они или малы, какое значение имеют в жизни своей страны или всего мира - вот это так. А если вас беспокоит, почему город называется Игумен, - ну назовите его дьякон или пономарь - от этого он не будет больше.
     Но, во-первых, ни в каком пункте и ни по какому поводу не может быть налагаемо запрещение на пытливость человечекого духа. Если человек, в числе прочих предметов, хочет понять и осмыслить также и происхождение названий городов и местностей, то это желание столь же законно, как и желание изучать что-либо другое. Стремление осмыслить географичекие названия мы видим уже в глубокой древности. Попытки объяснения этих названий мы находим не только у Геродота (V в. до Р.Х.), но даже в Библии. Кн. Бытия мы читаем: «И нарек Иаков имя месту тому Вефиль, Bethel, дом Божий, а прежде было имя месту Уллалуз. Или: и назвал Иаков холм из камней Галаад. Что значит свидетель; также Мицпа, да надзирает Господь. Далее: и нарек Иаков имя месту Маханаим - ополчение Божие. И нарек Иаков имя месту Пенуэль, видение Бога, ибо говорил он. Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. Вот как давно замечается стремление осмыслить географические названия. А раз вопрос задается, на него надо отвечать.
     Затем: ныне всякий знает, что нет ничего ошибочнее мнения, приведенного в эпиграфе: кто знает имена вещей, тот знает и вещи, но в том способе толкования названий, какое дается в настоящей книге, это будет именно так. Разбирая названия, мы входим в самую середину реальности. Раскрытие процесса создания названия селений, городов, насельников и местностей открывает перед нами первую страницу истории культуры в России, да по-видимому и в Западной Европе. Этот процесс подлежит такому же изучению, как всякое явление природы. В области геологии мы не удовлетворяемся сведениями из Голубиной книги:
     У нас Индрик-зверь - всем зверям отец.
     Почему Индрик-зверь всем зверям отец?
     Потому Индрик-зверь всем зверям отец,
     Ходит Индрик-зверь по подземелью,
     Пропущает ключи - кладези студеные…
     Почему же можно довольствоваться сказками в вопросе о происхождении названий? А что такое все эти легендарные основатели городов и родоначальники племен - Краки, Кии, Радимы, Хруды, как не Индрики-звери?
     Но удивительно, что научной попытки общего решения вопроса о происхождении названий рек, городов племен и местностей, хотя бы для Европы, мы не находим в таких сочинениях, как «История первобытной культуры» Тайлора, «Сравнительное языковедение и первобытная история» Шрадера, «Цивилизация и великие исторические реки» Мечникова, где такой попытке было бы самое место. Этим я закончу мое самооправдание в появлении предлагаемой книги.