Предисловие книги: Словарь древнерусских личных собственных имен / Тупиков Н.М. – С.-Пб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1903. – 863 c. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
     Н.М. Тупиков не успел довести свой труд до желанного конца. Тяжелая болезнь заставила его уехать из Петербурга в Ялту и прекратить научные занятия. Но собранные им материалы оказались столь обширными и ценными, что он решился представить их в рукописи в Императорскую Академию Наук на соискание Ломоносовской премии. Отделение русского языка и словесности Академии признало возможным наградить за них больного автора искомою премией (по отзыву профессора Е.О. Карского). Отсюда по смерти Н.М. Тупикова (в Ялте, 29-го декабря 1900 года), возник вопрос об издании его материалов, ныне благополучно разрешенный благодаря вниманию русского отделения Императорского Русского Археологического Общества.
     Труд Н.М. Тупикова, как уже сказано, не доведен до конца. В нем использованы лишь те источники, которые поименованы в его начале, и то не вполне: из I-то тома «Актов Московского Государства» взяты имена и не взяты отчества. Конечно, другие источники могут более или менее пополнить собранные материалы; но эта задача, которую преследовал Н.М. Тупиков, достаточно разрешается при помощи находящихся у него данных. Эта задача - освещение истории значения русских не христианских личных собственных имен.
     При пользовании «Словарем» Н.М. Тупикова необходимо иметь в виду следующее:
     Автор не видел надобности в извлечении всех однородных имен. Так, если в одном и том же документе два крестьянина одной и той же местности носят одно и то же имя, автор часто останавливался лишь на одном из них.
     У автора нет строгого разделения имен по их внешней форме. Он имел свою теорию образования уменьшительных и т. п. имен, и поэтому у него обыкновенно соединены в одну группу имена одного корня с разными суффиксами. Так, например, имена Воинко, Войник, Войнюша поставлены под именем Воин, а имена Лысан, Лысец, Лыско находятся вместе под именем Лысый.
     Несмотря на старания автора выделить не христианские имена и ими только ограничиться, небольшое число имен христианских попало в «Словарь». Может быть, он стал бы с нами спорить, но на наш взгляд, такие, например отчества, как Инаев, Инюшин, Инятин, Минков, Трущенко восходят к христианским именам Инна, Мина, Трофим или Трифон.
     Несомненно, Н.М.Тупиков не преследовал никаких задач справочного характера. Тем не менее, несмотря на неполноту материалов, его «Словарь», как мы убедились по личному опыту, может быть очень полезен при поисках сведений о лицах с нехристианскими именами или отчествами (фамилиями), особенно при нашей крайней бедности по части справочных книг.
 
А. Соболевский
Октябрь, 1903 г.