Предисловие книги: Переплетное мастерство и искусство украшения переплета: Художеств. стили, чистка, исправление и хранение книг / Симонов Л.Н., д-р; при содействии переплет. мастерской Э. Ро (E. Rau). – С.-Пб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. – 504 с. – репринтная копия

ЛЮБИТЕЛЯМ КНИГИ И ПЕРЕПЛЕТА
 
     Хотя написана эта книга как для любителей, так и для профессиональных переплетчиков, но имеет она в виду главным образом любителей, потому что цель ее - не научить только приемам переплетного мастерства, но и, по возможности, оживить в публике, т.е. именно в любителях вкус к переплетному искусству - искусству, созданному любителями и в течение текущего столетия сильно упавшему, единственно благодаря их охлаждению к нему.
     Знаменитые стили и художественные переплеты эпохи возрождения и процветания искусств обязаны своим происхождением не профессиональным переплетчикам, а любителям, которые, правда, с нами не работали, а только руководили работами, но делали это со знанием дела и не щадя средств на их исполнение.
Таковы были: Альды, Гролье, Майоли, легендарный Ле-Гаскон и другие, в том числе немало коронованных особ.
     С начала нашего века и в особенности в доживаемую нами последнюю его четверть вкусы богатых людей приняли совсем другое направление - во всяком случае, обратились не в сторону книги. И наряд книги соответственно изменился: стал или нищенски убогим, или хотя на вид и блестящим, но в действительности мишурным, аляповатым и безвкусным. Те бросающиеся в глаза золоченные, тисненные и другим образом ярко разукрашенные переплеты, которые ежегодно выпускаются на рынки большими издателями и к Рождеству или к Новому году наполняют витрины книжных магазинов, должны приводить в отчаяние истинного любителя искусства - так в них мало искусства.
     Тонкости отделки, конечно, и нельзя требовать от этих продуктов магазинов готового платья, обязанных поставлять товар дешево и потому производит его фабрично - en gros. Но главный недостаток этих переплетов заключается не в сравнительной грубости работы, с которою можно еще помириться, как мы миримся с хромолитографическим воспроизведением художественных картин; а поражает отсутствие вкуса и художественности в компоновке украшений, предоставляемой обыкновенно доброй воле переплетных фабрик, которые украшают тем, что у них есть под руками и чем заблагорассудится мастеру, большею частью не имеющему никакого понятия о художестве. Удивительно в этом отношении равнодушие даже тех издателей, которые в смысле иллюстраций и типографской работы выпускают по временам настоящие художественные произведения. Пока книга без переплета, любуешься и обложкою, и рисунками в тексте; но стоит ей побывать в магазине готового платья, - и все пропало под шикарною, но мещански-пошлою одеждою, в которой она возвращается.
     Если цель таких изданий способствовать развитию в публике вкуса к изяществу, то не следует извращать ее уродливыми переплетами. Для того, чтобы переплеты не портили художественных изданий, модели для их украшения, подобно оригиналам рисунков для текста и обложки, должны быть скомпонованы немало понимающими искусство переплетными мастерами, а настоящими артистами-художниками. Последним же следует поближе изучить уже существующие художественные образцы, в роде показанных на таблицах этой книги. Лучшие и наиболее характерные из этих образцов издателям можно посоветовать просто копировать, что принесет двойную пользу: и переплеты будут художественно украшены, и публика получит возможность познакомиться со стилями в переплетном искусстве. Научиться ремеслу можно исключительно по книге, без помощи мастера или мастерской; но закончить изучение следует непременно в хорошей мастерской, хотя бы довольствуясь, при этом, только простым наблюдением за исполнением работ.
     В смысле искусства как художества различные способы украшения переплета предоставляют обширное поле для фантазии и способностей любителя. При этом, однако, любитель должен помнить, что художественность далеко не всегда возрастает пропорционально украшениям; очень часто совсем наоборот, доказательством чему могут служить упомянутые выше издательские переплеты. Напротив того, совершенно простой, лишенный всяких украшений переплет может быть вполне художествен, если при тщательной работе, соблюдена гармония в формах, в сочетании цветов и размеров тех материалов, которые употреблены на покрышку и форзацы. Образчики таких простых, но изящных переплетов, любители могут видеть в мастерской г-на Ро.
     Из украшений к услугам любителя - мозаика (стр. 360), окраска (стр. 299), разрисовка переплета под дерево, под мрамор, под черепаху, лазоревый камень (стр. 304-310) и пр., раскраска, разрисовка и пр. обрезов (стр. 131-195) и т.п. Но главную суть украшений переплета составляет, конечно, тиснение: простое, золотое или с красками, тем более, что его легко соединять и со всеми другими родами украшений, напр. с мозаикою или раскраскою под мрамор. Приемы тиснения подробно описаны в книге. Здесь не лишнее, однако, прибавить несколько общих замечаний. В смысле художественности и тонкости результатов, при тиснении, в особенности при золотом тиснении, всегда предпочтительнее работать не крупными штемпелями, потому что вполне отчетливые оттиски от руки можно получить именно только при помощи достаточно мелких инструментов (стр. 349-353, рис. 164-й и 166-й), которые, при том же, дозволяют и гораздо большее разнообразие в комбинации рисунков. То же самое следует сказать и относительно узорчатых филет (стр. 315, рис. 147-й), который суть ничто иное, как удлиненные, узкие штемпели. Но в руках настоящего художника, самую важную роль при тиснении играют, может быть, не штемпеля и не узорчатые филеты, а гладкие филеты. Мы и наши учителя немцы из гладких филет обыкновенно довольствуемся только дугообразно выпуклыми по краю (стр. 314-315, рис. 27-й), которыми возможно чертить только прямые или слабо изогнутые линии. Французские переплетчики или, вернее, французские специалисты в золочении переплетов (doreurs) употребляют, кроме того, целые наборы прямых и изогнутых по плоскости филет различных размеров и толщины (стр. 315-318, рис. 149-й, 150-й и 151-й) и, при помощи их, выводят на переплете самые разнообразные и удивительные узоры (рис. 152-й). В искусных руках эти филеты, можно сказать, превращаются в перья или кисти для рисования золотом, - и если действительное искусство в тиснении, то выражается оно главным образом именно в артистических комбинациях линий, рисуемых филетами.  Изящные линейные узоры, окаймляющие и дополняющие штемпельные оттиски на табл. V, VI, VII, VIII и Х выработаны прямыми и согнутыми по плоскости гладкими филетами. Прямые же филеты, вместе с пуансонами (стр. 357) играли большую роль в исполнении арабесков переплета, изображенного на табл. III. Словом, тому из любителей, который чувствует в себе художническую жилку и предназначает себя для искусства, без достаточного набора прямых и согнутых по плоскости филет обойтись нельзя (стр. 316-317). Переплетного искусства у нас еще нет, а потому пока нет в продаже и таких наборов. Но желающие могут видеть их в переплетной г-на Ро.
 
Л. Симонов