Предисловие книги: Общая метрология: Ч. 1: Содержащая описание мер, весов, монет и времяисчисления нынешних и древних народов; Ч. 2: Содержащая таблицы, примечания, метрологический словарь и указатель географических названий. Ч. 1-2 / Петрушевский Ф.И. – С.-Пб.: Тип. Э. Праца, 1849. – 824 c. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Метрология есть описание всякого рода мер по их наименованиям, подразделениям и взаимному отношению.
     Мерою или единицею называется, в обширном смысле, всякая величина, принятая для определения отношений, то есть измерения величин, с нею однородных; в обыкновенном же значении, в каком разумеется и в метрологии, она есть постоянная и назначенная постоянною именованная величина для измерения однородных же предметов, в общежитии и торговле наиболее встречающихся. Напр., сажень, четверик, фунт, руль, час и пр.
     Кроме собственно мер, о которых мы сейчас упомянули, есть еще меры Относительные и Условные.
     Относительная мера всегда составляет определенную и постоянную часть предметов известного рода, но могущих быть разной величины. Таковы: градус круга, градус термометра, пробный вес и нек. др. Само собою разумеется, что если меряемый предмет сделается постоянным, то и относительная его мера превратится в постоянную. Так, итальянская или морская миля, составляющая минуту среднего градуса Земли, есть мера постоянная, потому что градус (средний) земли принимается постоянным.
     Условная мера назначается зависимо или независимо от обыкновенной меры. Напр., когда отпускается товар с наддачей 10%, то при мерянии или расчете 11 мер принимаются за 10. Мера сия может превратиться в обыкновенную, когда введено будет законом или общим обычаем, делать такое измерение во всех или в известных определенных случаях.
     Можно еще упомянуть о случайных мерах, которые так часто употребляются в обыкновенном быту. Напр., первая, попавшаяся плотнику палка и даже его топорище, часто служат ему достаточною мерою.
     Меры, как известно, чрезвычайно разнообразны, а разнообразия их суть следующие причины: 1) качество или свойство измеряемых предметов, 2) их количество и 3) самое существо мер. Сюда же прибавить должно местность с политическими и религиозными праздниками и народными привычками.
     Разнообразие от первой причины есть необходимое следствие разнородности измеряемых предметов, на основании известного правила. Что мера с меримым должны быть однородны. При всем том, если ограничимся только предметами главными, т.е. наиболее встречающимися в общежитии и торговле, то это разнообразие будет весьма не велико, так что можно допустить следующие роды мер: 1) линейная, 2) поверхностная или квадратная, 3) объемная (поместная) или кубичная, 4) вместимая или емкая, 5) вес, 6) монета или мера ценности, 7) хроника или мера времени, 8) меры частные, т.е. разных менее значительных предметов, как-то: пряжи, стекла, писчей бумаги и некоторых других, более или менее употребительных, судя по местности. Сюда же можно причислить счет числами, парами, тройками, дюжинами и т.п.
     Мы сказали, что мера с мерным должны быть однородны, однако ж бывают случаи, по-видимому, противные сему правилу. Напр., когда говорят, что от А до В три часа пути, то видно, что на измерение расстояния употреблена мера времени, час, вместо линейной, т.е. однородной. В сущности, однако ж, здесь подразумевается именно такая мера, ибо предполагается известным час пути, означенный, хотя приблизительно, саженями, верстами и пр. Подобные случаи встречаются и в самой математике, напр. в измерении угла дугою круга.
      Второй источник разнообразия мер есть количество или величина предметов. И действительно. Весьма трудно и почти невозможно довольствоваться одною мерою. При измерении больших и малых расстояний либо больших и малых тяжестей и вообще почти при всех главных родах величин. Ибо тогда весьма часто надобно бы иметь дело с огромными числами целыми или дробными, с которыми большая часть грамотных. Не говоря о массе безграмотных, обходиться не умеет, не говоря также и о том, что чем больше цифр в числе, тем темнее, неопределеннее наше понятие о величине предмета этим числом изображений, и тем труднее оно помнится и скорее забывается. Итак, вторая причина разнообразия мер заключается сколько в количестве предметов, столько и в самой природе человека и в степени его образования.
      Третий источник разнообразия мер заключается в самом существе их. Ибо что такое мера по началу или происхождению своему? Она есть величина произвольная, сделанная для своей цели постоянною, в каком-либо обществе людей их общим согласием или волею закона. Этот-то произвол был и есть главною причиною, что почти каждый народ или каждая страна, многие провинции, области и города имеют собственные меры. Таким образом, произошли меры по названиям стран, народов и городов: русские или российские, французские, парижские, немецкие, европейские, египетские и проч. Или по названиям разных произведений, целей и пр. тары и новые, большие и малые, оптовые и мелочные, сухопутные и морские, городские и сельские, торговые и множество других. Все это разнообразие, т.е. произошедшее из третьего источника, не только не необходимо, но и бесполезно, а в некоторых отношениях даже вредно, ибо, кроме траты времени часто служит поводом к обманам и злоупотреблениям, затрудняет соображения и расчета и затемняет понятия обо всех предметах, означенных мерами нам известными. Следовательно мнение тех, которые полагают, что во всей Европе и даже на всем земном шаре могла бы существовать только одна метрическая система (на основании первых двух источников), не может назваться нелепым. Но возможность существования не предполагает еще удобности осуществления, потому что могут встретиться препятствия, которых сумма более или менее будет приближаться к невозможности. В этой сумме, без сомнения, займут не последнее место: привычка, политические расчеты (мнимые или действительные), страсти, невежество, с множеством других дельных и недельных причин; так что осуществление общей меры, даже только в одной Европе, останется надолго, может статься и навсегда, только скромным желанием и предположением кабинетных людей.