Предисловие книги: Юнкерские училища. Т. 1. Историческое обозрение их развития и деятельности. Ч. 1: Развитие школ при войсках для образования армейских офицеров. Ч. 2: Развитие учебного плана. Средства и способы обучения / Бобровский П.О., ген-м. – С.-Пб.: Я. А. Исаков, 1872. – 275 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Общая потребность в поднятии образования армейских офицеров давно сознавалась, но рядом с этим сознанием существовала смутная недоверчивость в возможности существования при войсках школ для образования той массы молодых людей, известных под именем вольноопределяющихся, из которых преимущественно комплектовался корпус пехотных и кавалерийских армейских офицеров.
     Мысль об учреждении разных школ для подготовления офицеров проявилась еще в первые годы царствования Императора Александра I, и только в двадцатых годах возникли школы, для образования юнкеров и подпрапорщиков, при главных квартирах 1-й и 2-й армии, а равно при некоторых корпусных штабах. По причине турецкой войны, почти все эти школы были закрыты, - осталась только школа подпрапорщиков в Варшаве, которая приобрела печальную известность участием в польском восстании. Это обстоятельство было едва ли не главною причиной того недоверия, которое распространилось в военном обществе и даже в самом правительстве к учреждениям подобного рода.
     Но потребность в образовании офицеров была уже так ощутительна, что при некоторых корпусных штабах (нам известно о 4-м и 5-м корпусах) в начале сороковых годов признали нужным собирать подпрапорщиков и юнкеров в команды для образования, преимущественно же для обучения их уставам и вообще строевой службе. - С выступлением войск в Венгрию школы эти были вторично закрыты.
     После восточной войны, в третий раз, поднят вопрос о необходимости учреждения юнкерских школ, - и никогда, ни в военном обществе, ни в литературе, не высказывались так громко сетования на совершенную не подготовку и малую образованность строевых армейских офицеров, как после неудач этой тяжелой для России войны. Нам памятны лихорадочные распоряжения в войсках 1-й армии о занятии юнкеров и вольноопределяющихся: зимой - в сборных командах - науками, - летом в лагерях - разбивною укреплений, съемкой и глазомерным обучением.
Потребность в школах была так велика, что вслед за устройством, училища подпрапорщиков при 4-м корпусе, в Воронеже, быстро стали возникать подобные ему училища при штабах других армейских корпусов и даже при некоторых пехотных и кавалерийских дивизиях. Всеобщее передвижение войск, во время второго польского мятежа, в 1863 году, повело к третьему закрытию этих школ, не смотря на то, что учреждение их вытекало из признанной необходимости в образовании офицеров, помимо кадетских корпусов, и что содержание их было до некоторой степени обеспечено особыми суммами.
     Только настоящему военному министерству, проникнутому глубоким сознанием пользы этих учреждений, рядом энергетических мер, выпало на долю дать юнкерским училищам прочное устройство, известную самостоятельность и благополучно разрешить вопросы, подвергавшиеся, в течении сорока лет, колебаниям и противодействию внешних случайных и внутренних постоянных причин.
     Мы представим по возможности, полную картину разнообразных школ, выраставших разновременно, при различных условиях, с недостаточными средствами, но постоянно с одной и той же целью - образовать офицеров из среды мало подготовленных вольноопределяющихся.
     Потом изложим, как нынешнему военному министерству удалось устранить важнейшие затруднения, чтобы дать юнкерским училищам прочную организацию, обеспечить их материальными средствами и сделать их учреждениями необходимыми для комплектования офицерами не только пехоты и кавалерии, но и казачьих войск.
     Затем, изложим подробно постепенную разработку учебного плана, укажем, каким образом развивались меры для образования офицеров при тех слабых задатках, с которыми вольноопределяющиеся поступают еще на службу, и какими педагогическими силами и средствами могли располагать училища.
     Наконец, представим семилетнюю деятельность юнкерских училищ и достигаемые ими результаты по всем отраслям образования, имея постоянно в виду тот уровень образования, с которыми училищам приходится иметь дело.
     Богатство материалов, которые мы имеем под рукою, позволяет нам коснуться всех вообще стороне этого нового учреждения, выяснить его характер и ту напряженную деятельность, с помощью которой военному министерству предстояло довершить дело устройства училищ и до известной степени обеспечить комплектование армии офицерами, с затратами, относительно весьма незначительными.
     Мы разделяем свой труд на два тома:
     В 1-м томе рассмотрим постепенный ход самого устройства училищ (часть 1-я) и представим возможно подробнее разработку учебного плана (часть 2-я).
Это не более, как свод в одно целое исторических фактов и статистических данных, а равно характеристика законодательных и административных мер, давших устройство училищам.
     Во 2-м томе постараемся представить деятельность юнкерских училищ со времени их учреждения, на основании Высочайше одобренного положения, до настоящего времени. В нем будут изложены все стороны деятельности, известные нам, сколько из официальных документов, столько ж из личного семилетнего знакомства с бытовой стороной каждого училища, с первых дней его учреждения.
     В заключение, не оставим без внимания всех слабых сторон юнкерских училищ, указав при этом и на то значение общеобязательной воинской повинности, которое неминуемо должно отразиться на дальнейшей судьбе учебных заведений, предназначаемых для поднятия специального образования строевых армейских пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров.
     Цель настоящего труда - сохранить в печати все те материалы, при помощи которых развивались первые основы учреждения, уже окрепшего и, без сомнения, ожидающего еще лучшей, более зрелой будущности. Может быть, опыты первоначальной деятельности училищ, боровшихся, при начале существования, с разными трудностями, будут служить средством к уяснению новых вопросов, появление которых столь же неизбежно, как неизбежно развитие всякого живущего организма.

15 октября 1871 г.