Предисловие книги: Военно-юридическая академия: 1866-1891 гг.: Краткий исторический очерк / Кузьмин-Караваев В., э.-орд. проф. Воен.-юрид. акад. – С.-Пб.: Тип. В.С. Балашева, 1891. – 302 с. – репринтная копия

     Военно-юридическая академия, в ряду других высших учебных заведений, занимает исключительное положение во многих отношениях. Ее положение исключительно и по сравнению с прочими военными академиями - Николаевской генерального штаба, артиллерийской и инженерной, - и по сравнению с юридическими факультетами университетов, с училищем правоведения и юридическими лицеями.
     Академии - генерального штаба, артиллерийская и инженерная - имеют специальной целью дать офицерам то высшее военное образование, основой которого является образование, уже полученное ими в военных училищах. Отсюда тесная связь между предметами преподавания в академиях и в училищах. Офицер, поступающий в академию генерального штаба, уже знаком с основами тактики, геодезии, военной истории, военной статистики, также точно как офицер, прошедший артиллерийское или инженерное училище, при поступлении в соответствующую академию, услышит с кафедры только дальнейшее развитие знакомых ему научных положений. Кроме того, несколько лет службы в строю, обязательной для каждого, поступающего в академию, одинаково нельзя не признать подготовкой к высшему военному образованию.
     Совершенно иное представляют собою предметы преподавания в военно-юридической академии. Эта последняя имеет целью дать офицерам военно-юридическое образование, основою которого неизбежно должно служить образование обще-юридическое. Так и поставлено преподавание в военно-юридической академии: курсу специальному предшествует двухлетний обще-юридический курс. Но ни образование, полученное офицером в военном училище, ни предварительная строевая служба, никоим образом, не могут иметь значения подготовки для слушания общеюридического курса, ибо, конечно, нельзя признавать подготовкою для будущего военного юриста отрывочные сведения, сообщаемые юнкерам училищ под названием законоведения, или случайное исполнение обязанностей делопроизводителя полкового суда. Офицер, поступающий в военно-юридическую академию, сразу вводится в круг совершено новых для него идей, понятий, научных истин. И только по истечении двух лет, вполне освоившись с правовыми понятиями, с принципами науки права, он начинает слушать специальный военно-юридический курс, т.е. те предметы, для усвоения которых действительно необходимы и военное образование, полученное им в училище, и служебный опыт.
     На юридические факультеты университетов поступают молодые люди, только что сошедшие со школьной скамьи, еще почти не жившие самостоятельной жизнью. В военно-юридическую академию поступают офицеры, прослужившие не менее 4-х лет в строю; следовательно, люди более или менее зрелого возраста, вполне самостоятельные, уже успевшие, независимо от школы, выработать к себе известные взгляды, убеждения; наконец, как офицеры, - люди, уже имевшие у себя в подчинении, сами бывшие начальники. С другой стороны, - университеты и прочие высшие юридические учебные заведения комплектуются исключительно классиками, громадное же большинство офицеров, поступающих в военно-юридическую академию, воспитывали свои умственные способности не на изучении грамматических форм древних языков.
     Таким образом, военно-юридическая академия самим фактом своего существования разрешает два вопроса: возможно ли из строевого офицера сделать офицера-юриста, иными словами - возможно ли отправление правосудия в войсках предоставить судьям-офицерам, - вопрос практического интереса; и возможно ли сделаться юристом вообще без предварительного прохождения средней классической школы, - вопрос интереса, более общего, так как военно-юридическая академия есть единственное учебное заведение, не только у нас, но и на западе, отвечающее на него положительно. И если второй вопрос, - что весьма характерно, за все время существования академии ни разу не возбуждался, то первый был предметом неоднократного и всестороннего обсуждения, вызывал ряд возражений и разрешался в положительном смысле далеко не сразу.
     Ныне истек 25-летний период со времени учреждения офицерских классов, положивших начало образованию военных юристов в собственном смысле слова, т.е. юристов-офицеров; задачи академии вполне определились; ее положение окончательно упрочилось. Поэтому оглянуться в настоящее время назад, хотя бы по обычаю, и проследить в общем очерке как создавалась академия, какие перемены она переживала, какими способами и как разрешала она свои задачи, что она дала армии и государству, представляется далеко не бесполезным.