Предисловие книги: Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению: Ч. 1: 1700-1825 гг.; Ч. 2. 1825-1880 гг. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича: 1700 – 1880. Ч. 1-2 / Лалаев М.С., ген.-майор. – С.-Пб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880. – 464 c. – репринтная копия

     Глубокая истина, выраженная в словах эпиграфа к издаваемому ныне историческому очерку, характеризует основную цель и направление нашего труда, исполненного по поручению Главного начальника Военно-Учебных Заведений, генерал-адъютанта Н.В. Исакова.
     Первыми источниками сведений, вошедших в состав очерка, послужили изданные правительством сборники узаконений. Затем - административные распоряжения по военно-учебному ведомству. Подлинные дела его и вообще официальные документы, хранящиеся как в архиве и отделениях Главного Управления Военно-Учебных Заведений, так и в канцеляриях самих заведений, из числа находящихся в столицах. Особенное внимание было обращено здесь на точность и подробность ссылок при всех заимствованиях из Полного собрания законов Российской империи (первого и второго) Свода военных постановлений (изд. 1838, 1859 и 1869 гг.) и приказов по военному ведомству (с 1863 г.), а также из Приказов и Циркуляров по Военно-Учебным Заведениям (с 1834 г.) и Циркулярных распоряжений Главного их Управления (с 1872 г.). Такой прием дал возможность ограничиться подробным изложением в тексте лишь главных фактов и, не увеличивая объема очерка обширными выписками из многотомных кодексов, доступных всем читателям, облегчить им, на случай надобности, более полное ознакомление с каждым из трактуемых предметов - посредством обращения прямо к указанному источнику требуемых сведений, без напрасной траты времени и труда собственно на их разыскание.
     Сверх того, обильный материал для разработки отдельных отделов очерка дали ежегодные всеподданнейшие отчеты о состоянии Военно-Учебных Заведений (с 1831 г.) и «Педагогический Сборник», издаваемый при Главном их Управлении (с 1864 г.). Затем, существенным пособием для дела послужили: «Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России», сост. Н.Н. Мельницким (СПб. 1857-1860 гг.), изданные в разное время очерки развития отдельных заведений и другие, относящиеся к предмету исследования, печатные монографии. Не мало также сведений заимствовано нами из некоторых повременных изданий, как-то: Военного Сборника, Русского Инвалида, Ежегодника Русской Армии, Русского Архива Старины и др. Наконец, при составлении второй части очерка нередко помогали нам и личные воспоминания из нашей тридцатилетней деятельности в военно-учебном ведомстве, последняя половина которой была посвящена службе в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений при постоянном, с 1871 г., участии в занятиях его Педагогического комитета.
     На сколько позволяло содержание вышеперечисленных источников и пособий, мы старались последовательно изложить, в главных чертах, постепенный ход учреждения и развития у нас общих офицерских рассадников со времени основания военных школ Петром Великим. Заканчиваем же мы наш очерк исходом первого двадцатипятилетнего благополучного царствования Государя императора Александра Николаевича, который после шестилетнего непосредственного управления военно-учебным ведомством, при вступлении своем на престол соизволил выразить в Высочайшем приказе от 20 февраля 1855 г., что «личное наблюдение за Военно-Учебными заведениями составляло приятнейшую для сердца Его Величества заботу».
      В эту последнюю четверть века быстрое развитие и усовершенствование всех отраслей военного дела значительно возвысили и усложнили, сравнительно с прежним временем, те требования от войсковых офицеров, коими главнейшее обусловливается успех выполнения каждым из них служебных обязанностей. Преобразованные Державною волею Монарха соответственно этим новым требованиям, Военно-Учебные Заведения наши успели приготовить, в истекшее двадцатипятилетнее царствование, для всех родов оружия более 12 000 офицеров с законченным общим и военно-научным образованием; сверх того, со времени учреждения у нас Юнкерских Училищ в 1864 г., армия получила собственно из этого источника 17 280 офицеров.
     Из заключительных глав очерка видно, что немало личных сил и материальных средств затрачено государством на воспитание и обучение такого числа специально приготовленных для военной службы деятелей. Но многие тысячи тех из них, коим Господь помог уже с пользою послужить России, и сотни храбрых их товарищей, со славою павших в бою против врагов ее, доказали, что питомцы русских военно-учебных заведений, ныне, как и прежде, одушевлены искреннею готовностью свято исполнять свой долг Царю и Отечеству - верною Им службою, самоотверженной Их защитою и честною за Них смертью.

М. Лалаев
Февраль 1880 г.