Предисловие книги: Международные конвенции и соглашения, относящиеся к торговому мореплаванию / Сост.: Фурман Л.А.; Отв. ред.: Фриденштейн Я.Б. - М.: Мор. транспорт, 1940. - 196 с. - формат В4 - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Рост мирового торгового флота и развитие морского судоходства привели к  попыткам международного регулирования морского дела.
    В середине прошлого столетия Англия и Франция вступили в соглашение об установлении единых правил ношения огней на судах в ночное время. Эти правила были с течением времени восприняты всеми мореходными странами и нашли свое отражение в виде однотипных, по существу своему, национальных законов или правил.
    В 1884 году в Париже была подписана Международная конвенция по охране подводных кабелей. Она явилась первым международным договором, касающимся  морского судоходства.
    В 1889 году в Вашингтоне была созвана международная конференция для обсуждения проблемы безопасности на море Конференция выработала положение, которое вошло в историю морского судоходства под названием «Вашингтонских правил». Эти правила были закреплены в отдельных странах в порядке внутреннего законодательства и сохранили свое значение до настоящего времени. С изменениями, обусловленными развитием техники, Вашингтонские правила вошли в качестве приложения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море, которая была подписана в Лондоне 31 мая 1929 года.
   Однако, в новой, лондонской, редакции правила для предупреждения столкновений судов на море в силу еще не вступили, несмотря на то, что самая конвенция об охране человеческой жизни на море, к которой эти правила в их новой редакции приложены, — действует в отношении ряда государств, включая и Союз ССР.
    В 1910 году (в Брюсселе было подписано два международных документа, имеющих для морского судоходства большое значение.
    Это — Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море и Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов. Оба документа признаны имеющими силу для Советского Союза постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 2 февраля 1926 года.
   В 1920 году ряд государств подписал договор об архипелаге Шпицберген. В начале 1935 года к этому договору присоединился СССР.
   В том же 1935 году СССР присоединился к подписанной в Барселоне 20 апреля 1921 года Декларации о признании права на флаг за государствами, не имеющими морского побережья.
   В 1926 году в Парижу рядом стран, в том числе и СССР, была подписана Международная санитарная конвенция, также представляющая значительный интерес для мирового судоходства.
    Однако большинство международных актов, касающихся регулирования морского дела, возникло лишь в тридцатых годах текущего столетия.
   В эти годы между морскими странами были заключены соглашения о грузовой марке, о морских сигналах и о взаимной защите от лихорадки денге. В развитие Международной санитарной конвенции 1926 года некоторые государства заключили соглашение об отмене санитарных патентов, а ряд государств подписал договор об отмене консульских виз на санитарных патентах.
    Созданные под заметным давлением судовладельческих кругов капиталистических стран международные морские конвенции не разрешают многих вопросов, связанных с эксплуатацией морского флота и проблемой безопасности мореплавания.
   Тем не менее они полезны для мирового судоходства.
   Устанавливая определенный порядок на делом ряде основных участков морского судоходства и содействуя делу ограждения безопасности человеческой жизни на море, международные морские конвенции имеют и для нас большой практический интерес.
    Именно поэтому все публикуемые в данном сборнике соглашения либо разрабатывались при участии представителей СССР и, затем, были ратифицированы нашим правительством, либо решением Советского правительства были признаны имеющими силу для нашего государства.
    Работа советского торгового флота протекает как во внутренних водах СССР, так и в заграничном плавании. Порты СССР посещает значительное количество иностранных судов.
    Настоящий сборник имеет целью служить справочником для командного состава советского морского флота — капитанов и их помощников, морских инспекторов, корабельных инженеров и инженеров-эксплуатационников, юрисконсультов, морских агентов и других категорий работников морского транспорта.
   Конвенций в большинстве своем приведены по тексту, опубликованному в «Собрании законов» Следует при этом учесть, что подлинники конвенций составлены и подписаны только на английском или английском и французском языках, а опубликованный в «Собрании законов» русский текст является лишь переводом с подлинных (экземпляров Наряду с переводом в «Собрании законов» опубликованы и аутентичные тексты конвенции.