Предисловие книги: Международное право / Камаровский Л.А., проф. Гр., Ульяницкий В.А., прив.-доц. – М.: Унив. тип., 1908. – 276 с. – репринтная копия

ВВЕДЕНИЕ
 
     Писатели весьма различно определяют понятие Международного Права. Это происходит оттого, что они неодинаково смотрят на его существо и границы; то смешивая положительное Международное Право с естественным, идеальным, то отождествляя практические его задачи с требованиями науки, многие привносят в задаваемые ими определения понятия об источниках, о цели предмета. Если иметь в виду только положительный характер современного Международного Права, его следует понимать, как совокупность юридических норм и институтов, определяющих взаимные отношения государств и их подданных. Но если взглянуть на него с точки зрения его конечной цели и по существу, то полное научное определение его будет таково: Международное Право обозначает совокупность юридических норм, которыми определяются отношения государств друг к другу, к их подданным и ко всем остальным людям вообще, в качестве членов великого целого, именуемого Международным Союзом и призванного обнять все человечество.
     Международное Право слагается из норм юридических. Это значит, что оно не должно быть смешиваемо с принципами морали, или с правилами политики. Оно имеет от них самостоятельную, все более определенно выделяющуюся сферу применения. Принадлежность его норм к праву обусловливается, во-первых, их природою: они регулируют совместную жизнь людей в известной форме общежития, именно: в высшей и завершительной форме их сожития на земле - в обществе народов (государств), или в международном союзе. Во-вторых, они охраняются известными внешними способами, принуждением, и даже самою крайнею формою такового - войной. Эти способы далеко еще не так совершенны, как в иных областях права, но важно то, что и в международной сфере они уже теперь определяются и классифицируются нравом и чем далее, тем более они получают именно юридический, по их применению и последствиям, характер. Но, будучи правом, международное относится к сфере права публичного, имеющего своим исходным пунктом и центром государство, что, с другой стороны, однако, вовсе не мешает его самостоятельности от права государственного. Эта принципиальная самостоятельность Международного Права - вытекает из того, что Международное Право изучает государство с их внешней стороны, и, притом, не в их отдельности и изолированности, а в их совместной жизни, смотря на них, как на членов нового, высшего целого, называемого культурным обществом народов или, как сказано, международным союзом. Внутренней их жизни и самостоятельности оно не касается: как бы государства ни были различны по своему строю, положению, задачам, они с точки зрения Международного Права должны все пользоваться равными правами и нести одинаковые юридические обязанности. Разнообразится только их дееспособность по степени их политического могущества, но - и это капитальный пункт - Международное Право соединяет государства, существующие и как они вышли из судеб прошлого, в одно целое, на общих и одинаковых для всех основаниях, в виду возможно - лучшего достижения ими своих культурных целей. Международное Право простирается не только на государства, как на политически организованные союзы, но и на отдельных лиц. Прежде всего, под охраною его стоят подданные этих государств, где бы они ни пребывали, они пользуются среди цивилизованных народов нашего времени защитою их личных и имущественных прав, защитою, которая стремится стать равною, как для иностранного, так и для туземцев. Многое остается еще сделать в этом направлении, но уже теперь цивилизованные правительства в многочисленных договорах признают на своей территории действия иностранных законов и судов. Но этого мало: не одни подданные государств, входящих в состав международного союза, а все люди вообще на поверхности всей земли и человек, как таковой, должны пользоваться международной охраною. Эта защита не заменяет собственно защиты государственной: она ее предполагает, но имеет принципиально отличную от нее основу и идет гораздо далее ее. По существу дела ей следовало бы исходить от международной организации, но, за отсутствием пока таковой, ее призваны оказывать отдельные цивилизованные государства и притом каждому человеку вообще, где бы он ни находился, в случаях недарования ему защиты государственной. Эта сторона нашего предмета, вытекая из самой его природы, придает ему наиболее характер универсальный и общечеловеческий. Многие писатели ее отрицают, но цивилизованные правительства не раз признавали ее на практике своими действиями. Вспомним хотя бы вмешательства в пользу христиан Турции и борьбе за отмену невольничества и торговли неграми (Берлинская конвенция 1885 г. и Брюссельская 1890 г.). Будучи правом положительным (о чем мы скажем ниже), Международное - едино и универсально. Оно едино в том смысле, что не может носить национальный характер. Отдельные государства хотя и являются выразителями и хранителями его норм, но никогда в своей обособленности и по собственному лишь усмотрению. Нормы, выставленные каким-либо одним государством, превращаются в международные лишь на основании согласия всех остальных народов, выраженного либо молчаливо (обычаи), либо формально (договоры). Универсальность Международного Права означает, что оно, как продукт новейшей истории человечества, с момента своего возникновения в XVII столетии до наших дней, представляет собой одну цельную, стройную систему норм, которая не может быть различаемая по различным эпохам истории человечества. В эту ошибку впадают особенно писатели исторического направления, смешивающие внешние сношения государств с современным Международным правом, взятым в смысле научной, юридической системы. История показывает нам, что сношения между государствами существуют с древнейших времен и проходят через все степени культуры. Даже дикие народы не могут вести совершенно обособленной и замкнутой жизни. Факт крайне важный, ибо им подтверждается внутренняя, разумная необходимость Международного Права, вытекающего как все права вообще, из общежительной природы самого человека. Но сношения, о которых мы говорим, не составляли еще Международного Права. Они были случайны, временны, не покоились на каких-либо определенных юридических и нравственных началах. Все в них было проникнуто субъективным характером, т.е. зависело от политики отдельных государств, которые еще не сознавали существования между ними общих идей и интересов, а потому и не могли подчинить свою коллективную жизнь определенной высшей организации. Без этих же условий и речи быть не может о международном союзе, или о Международном Праве.
     По характеру лиц и интересов, им защищаемых, современное Международное Право все яснее складывается в три большие области, которые стремятся выделиться в особые науки: по крайней мере, две из них уже обособились:
     1) Публичное Международное Право имеет своим предметом охрану интересов государств в целом. По характеру этих личностей, указанная охрана носит не одни юридический, но и политический характер. Сюда относятся учения: о государствах вообще, как международных личностях (об их возникновении, правах и прекращении); об их территориях; об юридических между ними сношениях (о трактатах): об организации их совместной жизни и о способах ее охраны. Это - древнейшая часть нашей науки.
     2) Частное Международное Право гражданское и уголовное. Его задача - охрана прав и интересов частных лиц в мировом гражданском обороте. Отправляясь от учения о способах разрешения столкновений между законодательствами различных стран (в области гражданской и уголовной), этот предмет понемногу расширяется в то всемирное гражданское право, о котором мечтал еще Кант. Конечная его цель в том, чтобы доставить каждому человеку возможность пользоваться повсюду принадлежащими ему или за ним признанными правами и, в случае нужды, отстаивать их всеми юридическими способами. Поэтому нельзя согласиться с теми, которые считают его (особенно в Англии) лишь отраслью гражданского или уголовного права отдельного государства. Основные его начала общи с публичным Международным Правом, но при его сложности и строго юридических нормах и способах защиты - удобнее его выделять в особую самостоятельную науку.
     3) Социальное Международное Право составляет новейшую, как бы посредственную область между двумя остальными его отделами. Оно признано охранять собственно общественные интересы, т.е. такие, которые хотя и касаются частных лиц, но относятся главным образом к обществу в целом и, при этом, не с его политической стороны. Возникнув недавно, эта область быстро развивается на наших глазах. Государства, доныне глубоко между собою разделенные по политическим вопросам, стали за последние 30 лет путем общих конвенций, заключать союзы или унии по известным специальным вопросам, важным для общего гражданского оборота, но, как сказано, не имеющим ничего общего с политикой. В настоящее время уже существуют союзы: телеграфный, почтовый, промышленный, литературный, железнодорожный (по перевозке товаров) и т.д. В некоторые из них вступили даже страны других континентов. Многие важные вопросы (санитарный, рабочий, издание трактатов, определение международной монетной системы и проч.) ожидают подобной же регламентации путем соединяющей государства унии. Всю область относящихся сюда юридических норм удобнее всего назвать социальным Международным Правом, становящимся в середине между публичным и частным Международным Правом. Некоторые относят ее к учению об управлении и называют поэтому административным Международным Правом, но это ведет лишь к путанице понятий.
     Международное Право является одним из продуктов всей новейшей истории цивилизованного человечества. Но какая-либо воля - будь то отдельных людей, или даже могущественных государств - а известные объективные или фактические условия, кроющиеся в природе и в истории новых народов, вызвали к жизни Международное Право и содействуют его дальнейшему развитию.