Предисловие книги: История зарождения современного международного права (средние века). Т. 1: Введение и часть общая. – 1894; Т. 2: Часть особенная. Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков. 1899; Т. 3: Международный строй средневековой Европы во время мира. – 1902. Т. 1-3 / Таубе М., бар. – С.-Пб.: Типо-лит. П. И. Шмидта: Паровая тип. и лит. Зильберберг: Тип. В. Киршбаума, 1894. – 839 с. - репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Давно уже прошли те времена, когда народы жили изолированно друг от друга, когда за пределами данного государства начинался какой-то неведомый, враждебный мир, когда «иностранец» и «враг» были синонимы, когда одним словом, «bellum omnium contra omnes» Гоббза было естественным состоянием народов. Эти времена прошли: что было правилом, то стало печальным исключением. Всеобщая война давно отошла в область преданий и уже не исчерпывает собою, как прежде, международной жизни; напротив того, государства (хотя и не все еще) превратились из вечно борющихся за существование, совершенно чуждых один другому мирков - в членов одной культурной семьи. Эти члены одного великого целого связаны между собой и единством цивилизации, и общностью своих культурных целей; поэтому они уже не случайный, искусственный политический союз, а созданный самой жизнью, самой историей культурная ассоциация, культурное общество государств.
     Вот историческая аксиома, юридический постулат, который лежит в основе международного (как и всякого другого) права и который в то же время совершенно разбивает мнение тех, кто, исходя из неточного представления о праве вообще, отвергают существование международного права. Понятия права и общения, общества, нераздельны: нет права без общества, и нет общества без права. Итак, если общество без права немыслимо, и если существует общество народов, то существует и право, которое нормирует взаимные отношения членов этого общества, т.е. то, что мы называем международным правом.
     Но если в настоящее время существуют и общество народов, и международное право, то не всегда, конечно, было так; и то, и другое суть явления сравнительно недавнего прошлого. Естественно является вопрос: где же тот поворот в жизни народов, когда они престают быть вечными и непримиримыми врагами и вступают на путь известного правого порядка во взаимных отношениях? Иначе, когда и в силу, каких условий возникает современное международное право цивилизованных государств?
     Это и очень важный, и чрезвычайно интересный вопрос. Важный потому, что, как для образованного человека вообще, так и для юриста в частности (а для занимающегося международным правом в еще большей степени), необходимо составить себе возможно ясное представление о праве, которое с каждым днем все более и более проникает и захватывает современную жизнь. Но право не есть что-нибудь неподвижное, неизменное, неизвестно откуда явившееся: оно есть одна из многих сторон или проявлений нашей жизни; оно растет и изменяется вместе с нею; это своего рода живой организм, и понять его современное состояние без его истории немыслимо. Но раз для усвоения международного права нельзя обойтись без его истории, то очевидно также, что недостаточно начать ее с того лишь момента, когда международный союз государств является уже, несомненно, сложившимся, когда международное право уже существует. Начинать изучение его истории например с XVI века - когда уже существует международно-правовая система государств, столетием позже (в знаменитой книге Гуго Гроция) получившая уже и твердое юридическое обоснование, - это значило бы рисовать и неполную и во многих отношениях непонятную картину развития этой системы международного права. В XVI веке она есть уже, так сказать, совершившийся факт; но для нас важен, прежде всего, самый процесс ее возникновения, которого следует искать, конечно, в предшествующей эпохе: основные элементы международного права, самая идея международного общения зародились, очевидно, раньше, чем в так называемый новый период истории, но в то же время и не в древнем мире, который безусловно их не знал. Они должны принадлежать средним векам, и в этом отношении новейшие исследования по истории различных отраслей международного права - как например труды Е. Nys, de Maulde-la-Clavire и др. - достаточно показали, что международно-правовое наследие, оставленное новому времени Средневековьем, гораздо богаче, чем могли это предполагать даже самые смелые его апологеты.
     Таким образом, чтобы понять историю международного права (а, следовательно, и современную его систему), нельзя обойтись без изучения той эпохи, когда разные его элементы находятся еще в период формации, когда появляются первые зачатки современного международного права, когда идея международного общения впервые пробивает себе путь среди других, враждебных ей систем и мировоззрений. Только тут мы и найдем те причины, те силы и те элементы, которые привели к образованию известной системы международного права. Одним словом, изучение того, что немцы называют «das Werden», безусловно, необходимо, чтобы изучить «das Sein», и цель настоящего очерка именно и есть представить это возникновение, das Werden, международного права, исследовать ту предшествующую «новому» времени эпоху, когда впервые разнообразные элементы слагаются в известную международно-правовую систему.
     Но если это вопрос важен в особенности для юриста, то нельзя сказать, чтобы он не был интересен и для истории вообще. Затрагиваемый нами период - эпоха образования международного права - есть один из интереснейших моментов в культурной жизни человечества; с точки зрения цивилизации, это бесспорно один из крупных поворотных пунктов истории, где начинается в полном смысле слова новая эпоха, новое и важное движение вперед на пути человеческого прогресса: средние века, эти времена младенчества международного права, это - так сказать, первые шаги народов, как членов одной культурной семьи, как известного коллективного целого.
     И не смотря на эту важность и интерес нашей темы, нельзя сказать, чтобы она особенно служила предметом юридических исследований: напротив того, средним векам посчастливилось в этом отношении даже меньше, чем древности, и цельных, охватывающих весь вопрос сочинений, специально посвященных Средним Векам как эпохе зарождения современной системы международного права, нет ни одного - не только в нашей, но и в иностранной историко-юридической литературе.
     Этот недостаток особенно дает себя чувствовать в виду сравнительно значительного количества исследований, рассматривающих отдельные международно-правовые институты в их историческом развитии; эти труды по отдельным отраслям международного права являются, таким образом, не связанными в одно общее целое и, конечно, общий процесс возникновения этого права остается, поэтому недостаточно ярко освещенным.
     Таков крупный пробел в современной юридической литературе. Желать совершенно его восполнить настоящим трудом было бы слишком смелой мечтой; достаточно, если настоящий опыт послужит известным толчком к дальнейшим исследованиям в этом направлении и несколько их облегчит указаниями на громадные материалы по рассматриваемому вопросу, разбросанные как в специально-юридической, так и в общеисторической литературе. В этом отношении, не забывая старых писателей, мы старались в то же время постоянно держаться на уровне самых последних новинок в области исторической и юридической науки.
     Резюмируя в нескольких словах конечный вывод этой последней, и окончательно характеризуя вместе с тем задачу, а также и рамки нашего исследования, мы можем сказать, что громадное большинство писателей по международному праву признают, что ни этого права, ни культурного общества государств, как они окончательно являются в новый период истории, начинаемый обыкновенно с XVI века, не существовало в древности, когда государства были изолированными и враждебными друг другу телами. Мир магометанский и Греко-славянский также не оказались почвой, удобной для зарождения международного права. С другой стороны, даже уже в пределах западноевропейского средневековья, которое именно и выработало, как увидим, известные его элементы, нечего искать их в века, по справедливости называемые «темными», т.е. в первой половине средних веков, в эпохе варварских и не определившихся еще государств-племен, слившихся с единой Империей Карла Великого. Только после распада его монархии и зарождения на ее развалинах отдельных государств-национальностей, связанных, однако, в один культурно-религиозный союз, - что служит как бы предвестником будущего международно-правового строя, - кончается эта варварская эпоха, как бы истощившись в крайней анархии Х века. Действительно, начало второй половины средних веков (т.е. конец Х и начало XI веков) носит в себе ясные признаки наступления новой исторической эры вообще и, вместе с тем, представляет уже известные симптомы приближения какого-то нового порядка вещей и для международных отношений, в частности.
     Таким образом, из тысячелетнего периода, так называемых средних веков (конец V - конец XV вв.), первые пять его столетий не имеют непосредственного значения для международного права, и только вторая его половина (приблизительно с конца Х века), т.е. средние века в собственном смысле, и может служить предметом исследования для поставленной цели. Только тут нужно и можно искать известных зачатков современного международного права, искать его возникновения. В силу, каких же причин оно стало формироваться, в чем оно первоначально выразилось, когда стала образовываться самая его основа - международное общение в нашем смысле? Ответить на эти вопросы, вообще исследовать с точки зрения международного права пять веков, протекших с начала 2-го тысячелетия после Р.Хр. до века Реформации, открывающего собою новую историю, и есть цель настоящего сочинения.
     Задача, таким образом, поставленная, естественно распадается на две части. Принимая народное общение за необходимую и единственную основу существования международного права (см. Введение I), нам предстоит, прежде всего, исследовать, было ли действительно такое общение в средневековой романо-германской Европе, и в каких культурно исторических фактах и правовых институтах выразилась самая его идея, идея солидарности, общества, общения государств. Эта общая часть займется, таким образом, исключительно возникновением идеи международного общения в средние века.
     Процессу этого возникновения мы придаем громадное, решающее значение. Без него, без идеи общения народов, невозможна никакая международно-правовая система, самое понятие права является немыслимым, и в выработке этой идеи и заключается, прежде всего, по нашему мнению, главная, основная заслуга западноевропейского Средневековья, с точки зрения международного права. Этой-то части вопроса, этому базису всего международного права, и посвящена оконченная теперь общая часть нашего историко-юридического исследования, заключающая в себе. Таким образом, как бы философию истории Средник веков, с точки зрения международных отношений и права.
     Другая особенная часть должна будет представить, так сказать, выводы из этой идеи общения народов, т.е. сделать очерк тех результатов, к которым пришли средние века по отдельным отраслям международного права, показать зачатки его отдельных институтов в рассматриваемую эпоху.
     Предпосылая теперь нашей Общей Части (во Введении) краткий очерк международных отношений в древнем мире, не знавшем международного права, мы и постараемся постепенно выяснить, что нового в этом отношении представили Средние века, какое наследство они завещали новой эпохе истории, с тем, чтобы преобразовать его в богатую и сложную систему современного международного права.