Предисловие книги: Семейные власти у древних славян и германцев / Шпилевский С. – Казань: Унив. тип., 1869. – 400 с. - репринтная копия

     Сознавая особенную важность и плодотворность сравнительного метода, исторических исследований, я обратился к сравнительному изучению древнейших законодательств славянских и германских. Сравнительный метод исторических исследований приводит к возможности крайне важных выводов, указывая на аналогию социально-юридического развития различных народов, освобождая от односторонности воззрений, придавая историческим выводам особенную твердость, характер всеобщности, исторической необходимости. После подробного сравнительного изучения развития прав различных народов становится невозможным приписывать отдельным народностям, как особенности, будто бы их характеризующие, такие явления, которые в действительности представляются общими у этих народов; между тем, такою односторонностью выводов часто грешат доселе славянские и немецкие ученые. Затем, сравнительное изучение законодательств помогает пониманию и отдельных юридических явлений того или другого народа, объясняя недосказанное или неясное, оп историческим памятникам одного народа, аналогическими явлениями другого народа.
     Признавая особенную благотворность сравнительного метода истории законодательств, не должно забывать, что при этом должно быть особенно осторожным, потому что иначе легко придти к ошибочным и несоответствующим действительным фактам выводам. Не должно забывать слов известного знатока древнего германского права Вайтца, которые я поставил эпиграфом настоящего исследования: «Сравнение различных, более или менее родственных между собою, народов, может быть поучительно и просветительно, но оно легко ведет к ошибкам и дает повод к несоответствующим выводам». Поэтому, сознавая необходимость быть особенно осторожным, я постоянно держался на почве чисто фактической; я хотел, чтоб сила моих общих положений основывалась на множестве аналогических фактов, подтверждающих существование известных юридических учреждений и явлений у различных народов; с этой целью я подтверждаю каждое положение рядом доказательств из памятников законодательства многих германских и славянских народов. Таким образом, эти положения приобретают силу и значение исторических аксиом, норм, если можно так выразиться, - по крайней мере, в отношении к двум разбираемым народностям. При этом считаю необходимым прибавить, что сравнительная история законодательств не может и не должна ограничиваться стремлением отыскивать только общие начала права у различных народов; такое стремление может даже повести к натяжкам и односторонним выводам. Изучающий права нескольких народов, сравнительно, должен обнять всю массу юридических явлений во всем их разнообразии, причем, сами собою, откроются сходство и различие этих явлений у различных народов. Относительно тех юридических институтов, которые составляют содержание настоящего исследования, должно заметить, что значительное большинство их принадлежит к общим, сходным у всех славянских и германских племен; но иногда встречается и различие не только между целыми двумя народностями, но и между отдельными племенами одной из этих народностей.
     В своем исследовании я хотел представить подробную характеристику семейных властей у славян и германцев, во всем их разнообразии и тождестве, а не отыскивать только общие начала. Понятно, что главная причина сходства явлений, относящихся к разбираемым мною вопросам, находится в древности, первобытности того периода, в котором я вращаюсь, когда не только народности, столь близкие между собой, по происхождению, местожительству и постоянному взаимодействию друг на друга, как славянская и германская, но и более отдаленная, можно сказать, все народы представляют много между собою общего. Начиная, по возможности и доступности источников, с древнейшего времени, с первобытных отношений, я указываю на видоизменение их в последующее время и на этом разложении и видоизменении первоначальных явлений я останавливаюсь, не преследуя дальнейшего развития их в ближайшее к нам время, поэтому я назвал свое исследование о семейных властях у древних славян и германцев. Под древностью для различных институтов и различных народов должно разуметь весьма различное время: некоторые из первичных прав, составляющих содержание семейных властей, существуют более долго, нежели другие; продолжительность этих явлений различается и по племенам. Некоторые славянские племена представляют первобытные семейные отношения даже в начале XIX столетия, может быть, и в настоящее время; таковы, например, черногорцы, которые похищали невест и продавали дочерей и в настоящем столетии.
     Для предоставления характеристики семейных властей у древних германцев и славян, я пользовался, кроме законодательных памятников, и другими источниками: общими историческими, например, летописями, и особенно произведениями народной словесности: пословицами, песнями, а также и народными обычаями, особенно свадебными, сохраняющимися издревле и до настоящего времени. Все эти источники могут быть лучшим, нежели сами законодательные памятники, доказательством существования известных общественных и юридических учреждений, особенно в ту древнейшую эпоху, когда обычное право имело особенную, а иногда и исключительную силу закона.
     Немецкая и славянская литературы, бедные исследованиями по сравнительной истории законодательств, представляют очень много монографий по отдельным законодательствам, в отношении к тем вопросам, которые составляют содержание настоящего исследования. Я должен был, конечно, обратить особенное внимание на эти монографии; под руководством авторитетов немецкой и славянской исторической науки я устанавливаю некоторые вопросы и объясню некоторые тексты памятников. Когда в отношении к некоторым вопросам, в немецкой или славянской литературе представляются недоразумения, различные взгляды и объяснения, я сопоставляю и объясняю эти различные мнения, таковы вопросы о значении «reipus», «вена», о способах прекращения отцовской власти у германцев и т.д. Я думаю, что для каждой науки, по каждому важному вопросу, было бы особенно поучительно представлять разнообразные и более замечательные мнения различных ученых; в историческом исследовании должно представлять не только факты, явления и отношения, но и постепенное развитие понимания и научного объяснения этих фактов, явлений и отношений.