Предисловие книги: Русский народ и государство: История русского общественного права до XVIII века / Лешков В. – М.: Унив. тип., 1858. – 625 с. – репринтная копия

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Недовольно для составления понятия о государстве вообразить себе какую-нибудь сумму отдельных лиц с политическим союзом или чем-то вроде купола над этой суммой. Из отдельных лиц, как атомов государства, сколько бы их ни было, никогда не составится государство или гармоническое во всех частях, связанное общественное здание. Напротив, между частными лицами, или частным гражданским элементом и между государственным союзом, или общим политическим элементом происходит во всей истории антагонизм, который для своего разрешения требует посредствующих соединений. Частные лица должны входить в них, вступая то в случайные, условные связи, - в гражданское общество Гегеля, или в договорные общины некоторых русских исследователей, - то в общественные союзы. Органические, необходимые, каковы семья, общины, сословия, которых вещественные и духовные связи одни в состоянии скрепить неразрывно и вечно союз государственный. Эта посредствующая среда, это соединительное звено, это промежуточное существо в государстве есть государственное общество, которое, живя своею особою жизнью, должно иметь свои права и свою систему прав, ряжом и наравне с правами частных лиц и правами государства.
     По закону человеческого развития сначала являются в Истории частные личности, которые. Не быв поддержан взаимным общением, без упорной и счастливой борьбы поглощаются государственным элементом. Так было в древнем мире. После того выходят на арену Истории личности, в их соединениях, в общинах, которые по своей исключительности уничтожают всякое государственное единство, как было в средние века, пока не настал новый период для явления государств в их полном составе и с и общим торжественным шествием к развитию. Понятно, что общество, в нашем смысле, было стеснено особенно в древнем мире, от которого юристы наследовали атомистический взгляд на государство как учреждение для обеспечения гражданского права, а публицисты - учение о безразличности государственного союза, и таким образом те и другие обходили молчанием целую массу юридических явлений Общественного Права.
     В русской истории общинность и община служат явным признаком и выражением для бытия и деятельности государственного общества. Эта общинность впервые документально является в Р. Правде, заставляя искать для себя объяснения в акте заселения Руси, и продолжает существовать до нашего времени, оправдывая самою вековечностью свое значение национального. Национальное вечно, необходимо, будучи связано с кровью, плотью, со всем существом народа. Представьте, что англичанин, француз или русский перенесены вдруг в среду чуждого им народа; они станут там говорить чужим языком, но долго изменяя его на свой прежний склад и лад. Таково свойство всего национального, и таково свойство общинности русского народа, служащий объяснением для всего общественного в Руси.
     Показав, на основании исторических явлений и юридических соображений повсюдную необходимость государственного общества, автор «Истории Общ. Права» делает попытку начертать систему прав, принадлежащих этому Обществу, по русским законам. Задача автора двояка, требуя от него изложения предмета в историческом и в догматическом виде. Здесь представляется читателю история Общественного Права в России, доведенная до Петра Великого и предшествуемая общими пояснениями по всем частям и вопросам этого Права.